Акции компании UC Rusal упали на мировых биржах после того, как в домах в США, связанных с ее основателем Олегом Дерипаской, 19 октября прошли обыски ФБР. На открытии утренней сессии гонконгской биржи в среду бумаги компании упали более чем на 1%, а затем снизились и на 3%. Днем ранее в ходе торгов Мосбиржи акции и вовсе обвалились на 7% до 77,61 руб. за штуку.
После окончания обысков, которые длились более 10 часов, представители ФБР вынесли из домов многочисленные коробки и чемоданы, не ответив на вопросы СМИ о том, что в них находится. Как написала газета The Washington Post, обыски в домах в центре Вашингтона и Нью-Йорка прошли в рамках некоего уголовного расследования, которое ведется несколько лет. Официальные представители Дерипаски эту информацию опровергли и заявили, что мероприятия прошли на основании двух судебных ордеров, связанных с санкциями США. Они также добавили, что дома принадлежат не самому бизнесмену, а его родственникам.
Напомним, что санкции в отношении Олега Дерипаски и подконтрольных ему компаний, в том числе «Русал», «Базовый элемент», En+ Group, «Русские машины», «Евросибэнерго» и «Группа ГАЗ» были введены Минфином США еще весной 2018 года. В следующем году «Русал» и En+ удалось вывести из-под ограничений, но для этого бизнесмену пришлось сократить свою долю в холдинге En+ с 70% до 44,95%. В «Русале» же его основатель теперь владеет напрямую лишь 0,01%, по которым не имеет права получать дивиденды. Кроме того, сам Дерипаска остался в санкционном списке.
В марте 2019 года Дерипаска подал иск в федеральный суд Вашингтон, добиваясь блокировки наложенных на него санкций. По его словам, из-за введенных ограничений его состояние сократилось на 7,5 млрд. долларов. Однако в июне 2021-го суд отказал в иске, удовлетворив ходатайство ответчиков в лице Минфина США и закрыв дело.
Компания «Русал» является одним из крупнейших производителей алюминия в мире и, что не менее важно, единственным производителем первичного алюминия в России. Главный акционер компании с долей 56,88% - все та же En+. В 2019 году Олег Дерипаска возглавил антирейтинг российских предпринимателей Forbes, состояние которых за последние 10 лет сократилось сильнее всего. По данным издания, состояние бизнесмена с 2010 года по конец 2019 года снизилось с 10,7 млрд. долл. до «всего» 4 млрд долл.
Как считают эксперты, причина обысков в домах Дерипаски может быть связана как с конкурентной борьбой, так и с желанием властей США усилить геополитическое давление на Россию. Не случайно еще в конце прошлого года в американских СМИ появились публикации о том, что на самом деле Олег Дерипаска сохраняет контроль над своими компаниями. А в этом сентябре комитет Конгресса США одобрил законопроект, рекомендующий Белому дому ввести санкции против 35 российских чиновников, олигархов, силовиков и других причастных к уголовному преследованию оппозиционера Алексея Навального.
Независимый политолог Павел Салин полагает, что обыски в США — это пока не новая атака на российских олигархов, а лишь сигнал о том, что она возможна. Впрочем, помимо Олега Дерипаски напрячься следует и другим крупным бизнесменам, прежде всего, тем, кто попал в свежий список.
— Несмотря на то, что по линии защиты интересов олигархов между российскими и американскими властями налажен контакт (можно вспомнить и встречу Владимира Путина с Джо Байденом летом, и недавний визит ВикторииНуланд), американцы напоминают, что у них есть рычаги воздействия на нашу элиту. Это как в Древнем Риме во время триумфа за спиной полководца ставили раба, который должен был периодически напоминать триумфатору: «Помни о смерти», чтобы тот не возгордился, не забыл, кто он и не почувствовал себя бессмертным.
Такой хороший инструмент был придуман в античности, и сейчас происходит то же самое. Вроде бы американцы немного заморозили историю с принятием нового санкционного списка в рамках оборонного бюджета, и даже если его примут, не факт, что будут применять, так как «вилка» у президента большая. Но они напоминают российским элитам, а через них и властям, что у них есть рычаги воздействия.
Для Дерипаски конкретно эти обыски — скорее не новые неприятности и уголовные дела, а напоминание о том, что он остается в санкционных списках и у него есть, что ограничить и изъять на Западе. Его выбрали для демонстрации, и это не история 2018 года, когда у него фактически изъяли значительную часть активов. Это еще не неприятности, а напоминание об их возможности. И помимо Дерипаски кто-то еще также может пока не попасть в ощип, но получить сигнал о том, что это возможно.
«СП»: — Кто еще среди российских олигархов и миллиардеров оказался в зоне риска?
— Помимо Дерипаски это те представители крупного российского бизнеса, чьи фамилии фигурировали в озвученном осенью санкционном списке из 35 персоналий, который будет приниматься вместе с оборонным бюджетом. В первую очередь, это Роман Абрамович и Алишер Усманов. Они сами это прекрасно понимают и, думаю, серьезно напряглись. Например, господин Абрамович недавно после двухлетнего перерыва приехал в Лондон и наверняка пытается навести справки и получить какую-то информацию.
Я бы сказал, что сейчас среди представителей крупного бизнеса, которых на Западе принято относить к спонсорам российского политического режима, царит еще не страх, но ощущение серьезной нервозности. И действия американцев демонстрируют, что эта нервозность обоснована.
«СП»: — Почему, несмотря на высокие санкционные риски, российские миллиардеры не выводят свои активы хотя бы из США, где они самые уязвимые?
— Потому что уровень жизни и возможности для реализации потенциала для них там гораздо больше, чем в России и в лояльных России юрисдикциях. Такие люди не для того работали «вахтовым методом» и зарабатывали деньги в России, чтобы здесь же их тратить. Наличие активов и вообще жизнь не только в США, но и на глобальном Западе, по качеству гораздо выше, чем в России. И от этой возможности российские элиты не откажутся.
Точнее, часть элиты, так называемые силовики, от нее отказались. Они хранят деньги только в России, но у них за это идет гиперкомпенсация. Они и по имущественной линии имеют в стране гораздо больше, чем имели до 2014 года, и по линии самоидентификации и ощущений власти у них в широком смысле слова стало гораздо больше. Владимир Путин компенсировал им эти потери на Западе.
Но России и российского бюджета в частности на всех представителей элиты не хватит. На силовиков хватает, да и то не на всех, а на Дерипаску с Усмановым уже нет. Поэтому они предпочитают «надбавку за вредность» получать на Западе, имея там активы и запасные аэродромы. Раньше им это давало ощущение психологического комфорта. Они знали, что если здесь что-то пойдет не так, всегда можно приземлиться туда. Теперь же все не так однозначно. Но это вопрос будущего, а если говорить о настоящем, то там просто у человека с большими деньгами уровень жизни гораздо выше, чем в России, и они не готовы с этим расстаться.