Пример школьника Никанора Толстых, поправившего «семилетнюю» оговорку президента РФ на «северную» — всем нам наука. Оказывается, любые уста не обязательно источают истину в последней инстанции, что подозревали ещё древние: Errаre humаnum est — Человеку свойственно ошибаться (лат). Ждать подробного разбора крайней Валдайской речи Владимира Путина от государственных СМИ и официальных политологов не приходится.
Во-первых, им очень некогда, учитывая кратность информационных поводов, генерируемых из Кремля — тут, хотя бы просто поспеть.
Во-вторых, баснописец подметил: «За что же, не боясь греха, кукушка хвалит петуха? За то, что денег дал кукушке!» Или Крылов по-другому выразился? Видите, всего и не упомнить!
В-третьих, на заседании дискуссионного клуба «Валдай» прозвучало множество великолепных тезисов, вроде «разумного консерватизма» (слово «разумный» - волшебное, его хоть куда подставить можно: «разумный социализм» или даже, прости Господи, «разумный либерализм»).
Однако политико-философские устремления высших умов не всегда волнуют «только лишь всех». То ли дело — «ковид», напугавший человечество. Поэтому, естественно, что Владимир Владимирович не смог пройти мимо:
«В этой связи вновь отмечу, насколько тяжёлой и опасной стала пандемия коронавируса. Во всём мире от неё умерло, как мы знаем, сегодня уже более 4 миллионов 900 тысяч человек. Эти страшные цифры сравнимы и даже превосходят военные потери основных участников Первой мировой войны».
Существует Международная энциклопедия Первой мировой войны, где в основе лежит именно военная статистика (гражданские жертвы учитывались отдельно), имеются подсчёты американских и французских университетов, педантичная работа проделана немецкими исследователями, у российских учёных тоже есть заслуживающие внимания труды.
Несмотря на все объективные сложности, оговорки, отличающиеся методики и оценки всё-таки сложился определённый консенсус чисто «военных потерь» (без «мирного населения»), отражённый хоть в учебниках (в самых разных), хоть в Википедии. У Антанты — около (свыше) 5 миллионов военнослужащих (по всем причинам). У Тройственного союза — порядка 4,5 миллиона (по тем же критериям).
Итого под 10 миллионов «безвозвратных потерь» у «основных участников» (цифры «абсолютно всех» гораздо выше). Но и без того, каким образом 4,9 млн. умерших от COVID-19 «сравнимы и даже превосходят военные потери в Первой мировой войне» — очередная загадка Владимира Владимировича.
Тут же ещё вот какие нюансы с нонсенсами — «жертвы пандемии» считаются за весь период с «самого начала». Не стану занудствовать про «корректность и релевантность», «увеличение популяции», «старение населения» и прочие «мелочи», но что, если тот же самый подход развернуть и на другие «болезненные напасти»? Подсчитать, а сколько всего погибло от туберкулёза, к примеру? Или от «совокупности» вирусов гриппа за всю их историю (ещё Гиппократ озаботился вспышкой «перинфского кашля»)? Да сопоставить те «верхи» с НИЗом — «неинфекционными заболеваниями» по числу умерших с разбивкой по долям и причинам смертности?
Впрочем, оставим «густые дебри», хотелось лишь обратить внимание, что «жертвы пандемии» пока НЕ сопоставимы с «жертвами Первой мировой». Однако, если интенсивно плюсовать «волну к волне» (и зачем «сезонность» переименовали в «волну»?), то, наверное, «догонят и перегонят». В чём российский президент абсолютно непогрешим уже сейчас, так это в мнении «нужно не навязывать, а убеждать» и «повышать доверие к действиям государства».
Только вот, как «убеждать и повышать», когда Владимир Владимирович говорит: «Вакцинация против коронавирусной инфекции в Общенациональный календарь не внесена, поэтому в этом смысле она не является обязательной».
И сразу же продолжает: «Но в соответствии с действующим законом региональные власти имеют право вводить обязательную вакцинацию».