Владимир Путин наградил председателя Конституционного суда (КС) Валерия Зорькина орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени «за большой вклад в развитие конституционного правосудия в России и многолетнюю плодотворную деятельность».
Зорькин действительно пребывает на своем посту рекордный срок — в период с 1991 по 1993 годы и с 2003-го по настоящий момент. Ранее он уже был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II, III и IV степеней. Таким образом, Зорькин стал полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством».
Награждение породило множество версий, которые цитирует телеграм-канал «Незыгарь»:
«Судя по всему, Зорькин дорабатывает последние дни. В России иногда если награждают, то перед снятием с должности», пишет один. «Основная рассматриваемая кандидатура вместо Зорькина — зампред Cовбеза Медведев», уверен другой. «Сбитого летчика [Медведева] на такой пост не поставят. Особенно в период Большого Трансфера», сомневается третий.
Между тем, именно Дмитрий Медведев в бытность свою президентом инициировал в 2010 году поправки в закон о Конституционном суде, которые дали Зорькину право оставаться председателем КС бессрочно. Кому как не Медведеву теперь сменить Зорькина? Сам дал [КС], сам взял.
Если наблюдатели правы и назначение все-таки состоится, почти наверняка это будет последняя высокая должность Медведева. Конституционный суд — не проходной двор. Менять его председателей каждые несколько лет Путин не будет. И есть ли для Медведева иное достойное применение?
Заместитель в Совбезе — для бывшего президента страны мелко. От руководства «Единой Россией», как показали выборы, его оттеснили хваткие молодые карьеристы. Опять на правительство? Только не это, воскликнет страна, уставшая от бедности. Тем более Путин вряд ли рискнет вновь доверить Медведеву высшую власть. Не то время.
По последним данным ВЦИОМ, Медведеву доверяют только 21% россиян, тогда как у Путина уровень доверия — 65%, а у Мишустина — 48%.
— Роль Конституционного суда по-прежнему колоссальная, — говорит политолог Илья Гращенков. — И то, что сейчас никто не «хайпит» на его решениях, как это было в период принятия поправок в Конституцию, никак не умаляет его достоинства. Последнее, в чем КС принимает активное участие — закон Клишаса-Крашенинникова о публичной власти. Предстоит соотнести государственную власть и местное самоуправление, появился важнейший вопрос о наименовании главы Татарстана.
Зорькин председательствует в КС уже очень давно. И поэтому у него есть определенная независимость. Да, он все делает в интересах государства и президента, но даже внутри КС остаются судьи с особым мнением, их не выдавливают. Если ставить целью получить совсем лояльный КС, то переформатировать его, наверное, хочется. Убрать возрастного Зорькина, поставить того же Медведева. Для него это была бы полупенсионная должность, хотя многие бы хотели такое место.
«СП»: — Медведев, по-вашему, единственный кандидат?
— Возглавить КС может не только Медведев, но и, например, Дмитрий Козак и много кто еще. Люди с одной стороны лояльные, с другой, не только с хорошим юридическим образованием, но и знающие механизм работы власти в России и понимающие, что нужно сейчас «подкрутить», чтобы система модернизировалась, но при этом продолжала работать.
«СП»: — А может что-то сорваться?
— Нынешней России, как государству, всего 30 лет. Можно выделить три этапа: 1990-е годы — своего рода первичный бульон, когда законы копировали с американских, нулевые — попытка что-то самим придумать, последнее десятилетие — множество в основном репрессивных законов — попытка все запретить. Законы получились все очень разные, они друг друга блокируют. Конституционному суду очень важно теперь связать вместе эти этапы. Будет много работы.
Адвокат и правозащитник Дмитрий Аграновский хотел бы видеть во главе КС профессионала, а не нынешнего замглавы Совбеза.
— Валерий Зорькин заслужил уважение, когда признал неконституционным указ Ельцина № 1400, ставший основой для государственного переворота 1993 года. Но после этого подобных смелых шагов уже не было. Иной раз, читая Валерия Федоровича, думаю, что этак и крепостное право можно обосновать. Например, как элемент заботы о крестьянах.
Сейчас общий тренд на реакцию, запреты, закручивание гаек. И КС здесь не исключение, как вся государственная машина, в этом направлении дрейфует. Дело не в Зорькине. Если его заменить на другого человека, то этот процесс может пойти даже быстрее. Другое дело, что КС изначально задуман, чтобы быть независимым. Но мы этого не видим.
«СП»: — Медведев в бытность президентом назвал Конституционный суд «мощной прививкой от тоталитарных привычек». Хотели бы видеть его во главе КС?
— Слово «тоталитатаризм» — это ругательный термин, придуманный для обозначения СССР. Он бессмысленный. Есть понятие диктатуры, диктатуры олигархического капитала. Это мы все видим. Я бы не хотел видеть Медведева вместо Зорькина. Есть много специалистов по конституционному праву, профессионалов, кто мог бы возглавить КС. Я знаю как минимум двоих.
Координатор незарегистрированной партии «Другая Россия Э. В. Лимонова» Андрей Дмитриев считает, что кадровая обойма «питерских» неисчерпаема.
— Валерий Зорькин стал весьма ценным приобретением для команды Владимира Путина. Ведь наш президент стремится, чтобы формально-юридическая сторона дела всегда неукоснительно соблюдалась. И вот Путин, преемник Бориса Ельцина, назначает во главу КС человека, занявшего в 1993 году позицию вне схватки, демонстрируя свою объективность и верность букве закона.
Все последующие годы Зорькин его не подвел. КС неуклонно штамповал решения в пользу исполнительной власти по ключевым вопросам, поддержав в том числе и так называемый «всероссийский опрос» по изменению Конституции. В частных вопросах иногда он становился на сторону граждан, тем не менее, со временем все более отдаляясь от них, даже чисто процедурно.
«СП»: — Есть примеры?
— Приведу собственный пример. Год назад, в конце 2020-ого я был оштрафован за проведение одиночного пикета у консульства Турции в Петербурге против ее вмешательства в войну в Карабахе по «антиковидной» статье. Это абсурдное решение я обжаловал в районном суде и затем обратился в Конституционный. Однако если раньше для такого обращения было достаточно двух вердиктов судов, то теперь требуют третий — мол, не исчерпаны возможности правосудия в РФ. У Третьего кассационного суда, куда пришлось обратиться, нашлись свои претензии к документам… В общем, воз и ныне там. Как видно, даже пробиться с жалобой в КС представляет собой целую проблему.
«СП»: — Впереди транзит власти или период жесткой политической турбулентности, а Зорькину уже 78 лет. Многие прочат ему в преемники Медведева, пожаловавшего в бытность президентом Зорькину бессрочные полномочия…
— Я бы обратил внимание на фигуру ректора Санкт-Петербургского Государственного университета 62-летнего Николая Кропачева. Коллега Путина по работе на юрфаке и преподаватель замглавы Совбеза Дмитрия Медведева, доктор юридических наук Кропачев пользуется полным доверием руководства государства и явно засиделся в кресле ректора. Да к тому же увяз в целой череде внутренних конфликтов (например, с Ассоциацией выпускников) и скандалов (как с профессором-расчленителем Олегом Соколовым).
Из видных игроков у Кропачева напряженные отношения лишь с главой Совета Федерации Валентиной Матвиенко, в свое время пролоббировавшей его отставку с поста главы Уставного суда Петербурга. Однако ей самой 72 года, не факт, что она не уйдет на покой, и уже точно в преддверии транзита власти ее мнение не будет определяющим.