Турецкие лимоны, как и мандарины, на российских прилавках в ближайшее время станут дефицитом. Роспотребнадзор приостанавливает ввоз в Россию этого фрукта, поставляемого одной из турецких компаний, из-за повышенного содержания пестицида «Хлорпирифос».
«С 03 ноября 2021 года приостанавливается ввоз указанной пищевой продукции на территорию Российской Федерации, чтобы не допустить возникновения и распространения массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения», — говорится в сообщении на сайте ведомства.
Новые партии доставляться в Россию не будут, а уже завезенную продукцию изымут.
Несколько дней назад такая же участь постигла мандарины одной их турецких компаний и всё из-за того же пестицида. Кстати, ранее под запрет попадали и турецкие помидоры, а одно время российские туристы были лишены отдыха на турецком побережье.
Но это не всё.
Есть проблемы и с поставками российского газа в Турцию: из-за долгов частных импортеров и их нежелания исполнить решение арбитражного суда по выплате долгов «Газпром» сократил поставки в страну.
Между тем, отношения Турции с другими странами, включая Россию, складываются непросто. В последнее время из Анкары звучит много громких заявлений, которые наверняка вызывают беспокойство и в мире, и в России. Это и позиция Турции по Сирии, и претензии к победителям во Второй мировой войне из-за структуры Совбеза ООН, и поставки беспилотников Украине, и другие острые вопросы.
Пока Москва ведет себя достаточно сдержанно, акцентируя внимание на взаимовыгодных партнерских отношениях. Вряд ли частные проблемы с цитрусовыми и пасленовыми могут серьезно на них повлиять, и искать в этом политику, наверное, не стоит, но осадочек, как известно, остается.
Как далеко могут простираться амбиции Реджеп Тайип Эрдогана, наверное, знает только он сам. За громкими заявлениями могут последовать действия, которые потребуют более серьезной реакции, чем традиционный «обмен шпильками».
— Хотелось бы, прежде всего, отметить, что ни Москва, ни Анкара не будут намеренно осложнять двусторонние взаимоотношения, поскольку на данный момент связаны множеством узлом кооперативного характера и обрушать все это не входит в чьи-либо интересы, — говорит эксперт международного дискуссионного клуба «Валдай», политолог Фархад Ибрагимов. — Безусловно, существуют противоречия, причем они могут быть и довольно серьезные, однако это не значит, что не существует возможности вести дискуссии на этот счет и о чем-то договориться.
Москва пойдет на серьезные шаги исключительно в том случае, если Анкара намеренно перейдет прописанные условные красные черты, способные обострить ситуацию, как в рамках двусторонних отношений, так и в регионе в целом.
«СП»: — Пойдет ли Москва на какие-то серьезные шаги, если Анкара продолжит делать резкие заявления или предпринимать действия, затрагивающие наши?
— В принципе турецкая сторона, конечно, может пойти на обострение отношений, отказываясь и от российского газа, и от строительства АЭС «Аккую», и от приобретения нашей военной техники, однако все это не входит в интересы Турции.
Более того, в Анкаре довольно спокойно смотрят на решения Роспотребнадзора, когда ведомство принимает решение не поставлять турецкие помидоры и прочие продукты питания.
Во-первых, никто не исключает того, что здесь действительно могут возникнуть проблемы природного и технического характера, не имеющего ровным счетом ничего общего с политикой.
Во-вторых, такого рода решения в принципе не могут повлиять на реализацию крупных проектов, входящих в разряд государственных интересов. И самое главное — между обеими сторонами существует способность договориться.
Нужно признать, что в мире не так мало стран, способных сегодня решить существующие проблемы между собой на уровне переговоров. Это все говорит о железобетонной выдержке Москвы и о способности Анкары договариваться. Резкие же заявления Анкары сегодня можно воспринимать ровно так же, как и Анкара воспринимает решения Росротребнадзора — без рефлексии и эмоций, если, конечно, своими заявлениями турецкая сторона не переходит красную линию.
Но опять-таки этот сценарий точно не входит в интересы турок, тем более на фоне довольно неясных и непредсказуемых отношений Анкары с западными партнерами, которых явно не устраивает независимость Турции во внешней политике и самостоятельно выбирать себе партнеров и союзников в лице России, Пакистана и кого-либо еще.
Востоковед, политолог Елена Супонина считает, что сотрудничество России и Турции будет развиваться, несмотря на наличие отдельных разногласий.
— Они есть, и этого никто не скрывает, но к особой независимости Эрдогана в принятии политических решений все давно привыкли.
Несмотря на разницу подходов в отношении сирийской провинции Идлиб, вполне развивается сотрудничество в рамках процесса Астаны, это сотрудничество не только между Россией и Турцией, но и тройственное: Россия-Турция-Иран. Степень разногласий не настолько велика, чтобы отбросить назад достижения в отношениях между Россией и Турцией.
«СП»: — Но ведь известна и позиция Турции по Крыму, ситуация с «Байрактарами» вызвала серьезное беспокойство. Если из Турции все-таки будут звучать резкие заявления, может, и последуют действия, вдруг Москва предпримет серьезные шаги?
— Пока нет необходимости в этом. У Турции есть еще более серьезные разногласия с США, но несмотря на это, отношения между Анкарой и Вашингтоном развиваются. Позиция России — не исключение: Турция важный партнер, и сотрудничество между нашими странами взаимно необходимо.