Турция всё активнее продвигает инициативу по созданию на Южном Кавказе «платформы шести». Она собирает голоса потенциальных участников и ищет поддержки у союзников на Западе. Официальная цель всех этих действий — мир и развитие региона. Но что стоит за экспансией Анкары на восток? И не вырастут ли у неё аппетиты на этом пути?
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в начале ноября встретился с лидером Франции Эммануэлем Макроном и рассказал ему о возможности создания в Закавказье шестисторонней платформы с участием всех государств региона.
«В настоящее время на Южном Кавказе предпринимаются позитивные шаги и наш брат Ильхам Алиев решительно хочет продолжить эти позитивные шаги. На этой встрече (с президентом Франции, — ред.) на первый план вышел вопрос о создании в регионе шестисторонней платформы. Россия, Азербайджан, Турция, Иран, Грузия и Армения — если все они согласятся, мы создадим здесь платформу для мира», — заявил президент Турции журналистам по итогам беседы с лидером Франции.
Запустить шестисторонний формат в Закавказье Анкара предложила год назад — сразу после подписания Арменией и Азербайджаном перемирия по Нагорному Карабаху. Само соглашение о прекращении огня стороны конфликта приняли при посредничестве России. Турцию в активные участники урегулирования тогда никто не пустил. Эрдоган таким поворотом был раздражён. Но поставить турецкого лидера на место в последние годы не может даже Вашингтон. Карабахский конфликт приоткрыл Анкаре дверь на Кавказ, и она уже занесла за порог ногу — не выставишь.
Анкара с каждым годом всё активнее ведёт себя на международной арене. Страна вмешивается в любые дела у соседей. В Европе, правда, ей делать нечего. Турция — член НАТО и шевелить в старом свете мускулами никто не даст. А вот другие направления — пожалуйста. На южном рубеже Турция фактически выступила против США. Вашингтон поддерживает в Сирии курдов, Анкара с ними борется. На Севере Эрдоган пытается за спиной Москвы пожать руку Киеву. Турция не признаёт Крым российским, продала Украине военные беспилотники «Байрактар», которые уже применяют на Донбассе.
На восток в Анкаре смотрят далеко — до границ с Китаем. Турция давно вынашивает идею великого тюркского объединения. Не зря при турецком МИДе появилось Агентство тюркского сотрудничества и развития (ТIКА). В его задачи входит укрепление связей с республиками СНГ. Создали турецкие власти и другие платформы: Международную организацию тюркской культуры (ТЮРКСОЙ), Тюркский совет, Всемирную ассамблею тюркских народов. Но пока у Эрдогана руки коротки — до Средней Азии не дотягиваются. Зато на пространстве между Каспием и Чёрным морем турецкий лидер действует чрезвычайно быстро и смело. Анкара предложила создать «платформу шести» и все последние месяцы активно её продвигает.
Первым поддержал инициативу Эрдогана по Южному Кавказу — понятное дело — Ильхам Алиев. Баку и Анкара — союзники в регионе. Турция открыто выступила на стороне Азербайджана в нагорно-карабахском конфликте. Азербайджанская армия во время противостояния активно использовала турецкие «Байрактары». С лета 2021 года между двумя мусульманскими странами действует Шушинское соглашение. Оно предусматривает «немедленные консультации» в случае возникновения угрозы или агрессии из-вне.
Как раз из-за этого к «платформе» скептически относятся в Ереване. Там опасаются, что из-за усиления Турции в регионе, они окажутся в ещё большей изоляции. Впрочем, после окончания нагорно-карабахского конфликта в Армении разгорелся политический кризис. И всё громче слышны голоса тех, кто выступает за начало диалога, хотя бы с Анкарой.
Могут поддержать «платформу» Эрдогана и грузинские власти. Тбилиси давно сотрудничает с Анкарой и Баку. Через Грузию проходят транспортные коридоры из Азербайджана в Турцию: построена железная дорога Баку — Тбилиси — Карс, по трубопроводам каспийские нефть и газ идут на европейские рынки. Не стоит забывать и о роли Турции в привлечении Грузии в НАТО. С другой стороны в нагорно-карабахском конфликте Тбилиси заявил о своём нейтралитете. Явно претит грузинским властям любой формат с участием России. Между нашими странами нет дипломатических отношений с 2008 года.
«В этих больших геополитических проектах и отношениях мы должны быть представлены хотя бы в какой-то форме, безусловно, не за счет государственных интересов и каких-то уступок…», — так оценил министр иностранных дел Грузии Давид Залкалиани перспективы подключения Тбилиси к формату «3+3» в Закавказье. Но присоединиться к такому формату Грузия официально не пожелала.
В предыдущем абзаце нет никакой ошибки. Математическая точность соблюдена. Вся разница в том, как складывать страны на Южном Кавказе: все по отдельности, как предлагает Турция, или группами. Формат «3+3» озвучила Россия. По сути, это та же «платформа шести», но в новом прочтении. Москва, похоже, пытается аккуратно перераспределить роли в Закавказье. При этом официально российское внешнеполитическое ведомство признаёт за Турцией инициативу в этом процессе.
«Как вы знаете, Россия эту инициативу поддержала. Запуск этого механизма способствовал бы повышению доверия в межгосударственных отношениях, урегулированию имеющихся противоречий и раскрытию экономического, транспортного, гуманитарного потенциала региона», — подчеркнула официальный представитель МИД РФ Мария Захарова и добавила, что не всем западным странам нравится, что Кавказ готов к мирному развитию.
«Мы видим стремление ряда западных государств, в первую очередь США, помешать некоторым процессам, просто вставить палки в колеса данному начинанию. Со своей стороны ориентируемся на скорейший запуск консультативного регионального механизма „3+3“ в интересах всех его участников», — заявила Захарова.
Если слова представителя МИД России недалеки от истины, разговор Эрдогана с Макроном о «платформе шести» выглядит как отчёт Анкары перед старшими союзниками. Турция давно рассматривается руководством НАТО как плацдарм окружения России. Забуксовав в Восточной Европе, военный блок, тем не менее, не отказывается от продвижения на восток — теперь уже через Анкару. Да и Эрдогану пока выгодно скрывать свою миротворческую экспансию под знамёнами североатлантического альянса.
И в этом смысле турки даже не против изменить название придуманной ими «платформе». По словам министра иностранных дел России Сергея Лаврова, он уже обсуждал инициативу сотрудничества на Южном Кавказе в формате «3+3» с турецким коллегой Мевлютом Чавушоглу. Сейчас Анкаре, похоже, не важно, как назовут яхту, лишь бы она поплыла. К тому же трактовать предложенную Россией формулу можно по-разному.
С одной стороны, в ней угадываются очертания Турции, России и Ирана плюс Азербайджан, Армения и Грузия. Конечно, у Исламской Республики нет таких рычагов влияния на Закавказье, как у России или Турции. Тем не менее, это весомый и относительно независимый игрок в регионе.
На протяжении всех 30 с лишним лет карабахского конфликта Тегеран занимал взвешенную позицию: выступал за сохранение границ Азербайджана и при этом призывал учесть мнение армян. Правда, в последний год отношения между Тегераном и Баку серьёзно обострились, из-за чего Иран всё чаще стал занимать проармянскую позицию. Этим, похоже, воспользовалась Россия. По заявлению МИД РФ, у Тегерана «позитивное отношение к предложению формата „3+3“».
И тогда формула «3+3» раскрывается с другой стороны. Россия, Армения и Иран оказываются в одной тройке, Турция и Азербайджан — в другой. Грузия, не желающая иметь ничего общего с Москвой, вполне могла бы присоединиться к ним — ради общего кавказского дела. Такой расклад выглядит не в пользу Анкары. Но Эрдогану, похоже, важно запустить «платформу» и уже после добиваться более значимой роли Турции в процессе. Для этого он приложит все усилия — можно не сомневаться.