Американские конгрессмены-республиканцы Майк Роджерс и Майк Тернер призвали президента США Джо Байдена развернуть военное присутствие США в Черном море с целью оказать Киеву военную поддержку. Они написали ему открытое письмо, текст которого приводит портал Defence News.
В письме они ссылались на недавно опубликованные газетами Washington Post и Politico спутниковые снимки, на которых якобы изображены российские танки, переброшенные на границу с Украиной.
Washington Post со ссылкой на источники сообщила, что ряд американских и европейских чиновников обеспокоены имеющим место «возобновлением наращивания численности российских войск» близ границы с Украиной. Авторы материал подчеркнули, что замечать эти перемещения начали особенно в последние недели, после того как РФ завершила масштабные совместные военные учения с Белоруссией «Запад 2021».
«В связи с недавним сосредоточением российских войск на украинской границе мы призываем вашу администрацию принять немедленные и быстрые меры для оказания поддержки Украине в виде разведданных и оружия», — говорится в письме.
Роджерс и Тернер также призвали в целях «сдерживания» России «развернуть военное присутствие США в Черном море».
«Кроме того, мы настоятельно призываем вас немедленно рассмотреть вопрос о надлежащем военном присутствии США в регионе и начать соответствующие действия по обмену разведданными между США и Украиной, с тем чтобы предотвратить дальнейшее обострение ситуации», — заявили они.
Ранее стало известно, что флагман 6-го флота ВМС Соединенных Штатов корабль типа «Блю Ридж» USS Mount Whitney, участвовавший в учениях в Средиземном море, выдвинулся в Черное море, где продолжит маневры при участии других стран-участник НАТО.
Как заверили в Национальном центре управления обороной Российской Федерации, корабли ЧФ России проследят за действиями американского судна.
— Эти заявления делаются от незнания международных законов, — уверен военный эксперт, капитан 1ранга в запасе Василий Дандыкин.
— Согласно Конвенции Монтре, корабли непричерноморских государств могут находиться там не более 21 дня, и их водоизмещение не должно превышать 30 тысяч тонн.
Американцы эту норму уже превысили. У них там сейчас эсминец «Портер», водоизмещение которого около 9 тысяч тонн, штабной корабль водоизмещением 18 тысяч тонн плюс они ещё танкер ввели, очевидно, не доверяя украинскому топливу.
Так что это или незнание законов, или, если речь идёт о конгрессменах-республиканцах, то это политическое заявление, попытка «уколоть» Байдена, мол, он недостаточно помогает Украине…
«СП»: — А при чем тут наши танки якобы у украинской границы и Черное море?
— Совершенно ни при чем. Мы на своей территории, и у нас нет никаких ограничений на передвижение по ней. Мы предпринимает меры по обеспечению национальной безопасности, в первую очередь это касается Крыма, но и Донбасса тоже, достаточно вспомнить, как украинские снаряды залетали на нашу территорию. Это наше суверенное право.
А вот цели операции НАТО в Чёрном море не очень понятны, видимо, это попытка как-то обозначить себя. В любом случае, обойти ограничения у них не получится, за их соблюдением следит Турция, которая, будучи членом НАТО, тоже участвует в маневрах. Так что НАТО может просто расширить участие тех государств, которые имеют право неограниченное там находиться: Турции, Румынии, Болгарии, а также привлечь корабли других членов блока, но не США.
Мы, конечно, дали им понять, что все под контролем, достаточно вспомнить заявление президента о том, что мы в состоянии рассматривать корабли США в прицел. Тем не менее, думаю, работы нашему Черноморскому флоту прибавится…
— Понимать это нужно очень просто: два безграмотных конгрессмена решили попиариться на российско-украинском конфликте, а заодно доказать публике что Байден — «расстилающаяся перед Путиным тряпка», которая не может защитить от российской агрессии тех, кого Америка приручила — то есть украинский режим. Популизм в чистом виде, не более того, — считает доцент Финансового университета Геворг Мирзаян.
«СП»: — Им мало того, что их корабли туда постоянно заходят в? До какой степени они хотят нарастить присутствие?
— Им нужна демонстрация силы, а не просто один кораблик. Они при этом забывают об условиях конвенции Монтре, ограничивающий общий тоннаж иностранных военных кораблей в Черном море — если, конечно, Турция не участвует в войне. Поскольку Крым не турецкий, то Турция не участвует — а значит, нарастить количество кораблей в Черном море до значимого количества не получится.
«СП»: — Имеет ли смысл наращивать там присутствие с чисто военной точки зрения? Чёрное море почти все нашими береговыми средствами простреливается. Плюс авиация и Черноморский флот.
— С военной — нет, все эти корабли в случае конфликта будут потоплены российскими системами. Но речь тут идет не столько о военной, сколько о политической демонстрации. Мол, «не бойтесь, украинские мальчиши-плохиши, Буржуинство с вами». Однако это рискованно. Если война не начнется, то политическая демонстрация принесет дивиденды — мол, защитили украинцев, продемонстрировали силу русским и испугали их. Но если она начнется — как началась в 2008 году — стоящие и ничего не делающие корабли будут позиционироваться как свидетельство американской трусости. Штаты же не вмешалась…
«СП»: — Кстати, за соблюдением конвенции Монтре должны следить их союзники турки? Или на Турцию надавят? Может, Вашингтон хочет таким образом прессовать одновременно и Путина, и Эрдогана?
— Не думаю. Еще раз — речь идет о чисто внутриполитическом популизме конгрессменов. Не надо искать в ней какого-то глубинного внешнеполитического смысла — его нет.
«СП»: — По-вашему, что ответит администрация Байдена на эти инициативы? Дойдет ли до их воплощения?
— Нет, не дойдет. Во-первых, это противоречит Конвенции Монтре.
Во-вторых, это противоречит американо-российским переговорам, которые сейчас идут.
В-третьих, Байден прекрасно понимает все внешнеполитические риски. Осознает, что значимые (именно значимые — то есть не один кораблик) военно-политические демонстрации США в поддержку Украины могут спровоцировать киевский режим на агрессию против Донбасса.
И Америка получит билет на войну с Россией.