Оказывается, Россия может быть не только центром Русского мира, но еще и… тюркского. Об этом заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, комментируя подаренную турецкому президенту Реджепу Тайипу Эрдогану его политическим союзником Девлетом Бахчели карту тюркского мира, на которой в состав этого мира вошли, в то числе часть регионов Юга России, Восточная Сибирь, а также Балканы, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая, территории Монголии и Ирана. По словам Пескова, в Кремле сожалеют, что на подаренной президенту Турции карте, с которой он сфотографировался, нет красной звезды, обозначающей, что его центр находится в России.
«Наши турецкие партнеры пестуют идею тюркского единства, это нормально. Единственное, что я могу сожалеть, что на карте все-таки не стоит большая красная звезда в центре тюркского мира. Он не в Турции, он на территории Российской Федерации, на Алтае, в том священном месте для любого тюрка, откуда они и пошли родом», — заявил пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков в интервью журналисту Павлу Зарубину в программе «Москва. Кремль. Путин» на телеканале «Россия 1». При этом, он отметил, что говорит это как тюрколог.
Что ж, мысль эта не нова. Турки, рассуждая о великом Туране, почему-то забывают, что прообраз Турана — Тюркский каганат почти целиком лежал на территории постсоветского пространства. А на месте Турции была Византия… То есть Россия действительно прародина тюркского мира. Почему же сегодня эту идею приватизировала Турция? Может, стоило бы попытаться отобрать у них тему?
— Эрдогану неуютно в исламском мире, в рамках общей со многими азиатскими и ближневосточными государствами исламской цивилизации, — считает руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития Игорь Шатров.
— Турция — не экономический лидер. Но и борьба за идейное лидерство, которую Турция ведет с Саудовской Аравией и Ираном, не имеет перспектив. Ислам в Турции довольно либеральный, что соседям не нравится. Да и основные общеисламские святыни находятся не в Турции, а как раз у конкурентов. Отсюда во многом и произрастает, на мой взгляд, это намерение вычленить из исламской цивилизации особую тюркскую цивилизацию и стать ее лидером и идейным вдохновителем, тем самым возродив империю в новом качестве. Превратить Турцию в мировую державу, распространив турецкие идеи на весь тюркский мир и даже шире — вот цель Эрдогана.
«СП»: —Может ли Россия продвигать идею тюркского мира, наравне с русским миром? Или на этом поле мы обречены на поражение?
— Нет такой необходимости. Русская, или православная цивилизация и без того существует. Это признано всеми. Именно русский цивилизационный код является ориентиром и для российских мусульман, в том числе тех, кого советники Эрдогана считают частью тюркского мира.
«СП»: —А для турок пантюркизм уже стал главной идеологией, вытеснив неоосманизм? Эрдоган, кажется, пришёл к власти именно на волне исламистских и неоосманских настроений. И в партии Бахчели его сначала не принимали, ибо считали себя пантюркистами и кемалистами. А потом Эрдоган подружился с Бахчели. По-вашему, сегодня он пытается соединить несоединимое: исламизм и пантюркизм? Что из этого выйдет?
— Как я уже сказал, Эрдоган одержим идеей не национального, а цивилизационного строительства. Ради этого он готов вступать в тактические союзы с попутчиками, которые в целом поддерживают мысль об уникальности турецкой нации.
«СП»: —Реально ли турецкий пантюркизм угрожает нашим интересам? Можем ли мы потерять Казахстан, Узбекистан и Киргизию, как ранее потеряли Азербайджан? А нашим территориям есть угроза? Турки ведь активно лезут не только в Татарстан, но и в Якутию…
— Если такие подарки, как пресловутая карта, имеют целью напомнить о корнях, никакой угрозы они не представляют. Любая нация должна чтить свои корни, знать, помнить свою историю. Другое дело, если турки будут активно распространять свои «турецкие ценности» на территории России. И такая угроза, действительно, присутствует. Она не менее опасна и антигосударственна, чем идея перековки россиян на западный манер через внедрение «западных ценностей», западных стандартов поведения.
«СП»: — Сказанное Песковым — это, скорее, троллинг? Реальные ответные действия будут?
— Ответные действия могут быть только в сфере реальной политики. Надо предотвращать реальные покушения на русское цивилизационное пространство, например, в Донбассе. А всерьез реагировать на подобные демонстрация — это унижать себя. Мы в России разве против того, что тюркский мир выглядел так? Сейчас большая его часть — это другое цивилизационное пространство, во многом — русский мир. Как и Османская империя, тюркский мир рассыпался. Попытка воссоздать его — идея бесперспективная, если не сказать больше — утопическая. Мне кажется, у турецкого руководства много других забот, которым можно было бы посвятить свободное время.
— Конечно же, Россия является прародиной тюркского мира, — согласен доцент Финансового университета Геворг Мирзаян.
— И с географической, и культурный точек зрения. Более того, именно на территории России тюркский мир и сохранился. Именно тюркский мир, а не турецкий мир, ведь Турция занимается унификацией тюркского наследия. Хочет, чтобы все тюрки были культурно, лингвистические и политически идентичны с турками. А это уничтожает тюркский мир как таковой. Поэтому Россия ещё и хранительница тюркского наследия.
«СП»: — С чего это османы присвоили себе это имя? Насколько это даёт им право позиционировать себя центром тюркского мира?
— Присвоили потому, что в турецком языке это одно и тоже. А распоряжаются потому, что могут. Пантюркизм лежит в основе как внешнеполитической стратегии, так и внутри политической идентичности Турции. Особенно Турции Эрдогана. Без тюркского самосознания представить современную Турцию невозможно.
«СП»: — Можем ли мы перебить у турок тему тюркского мира, или это совсем не наше? Тем более, что мы и с русским миром облажались…
— Мы не можем, мы должны. Поскольку если мы не перебьем идею тюркского мира, не предложим турецкой идее российскую альтернативу, то встанет вопрос о сохранении территориальной целостности России. Нам это «счастье» абсолютно не нужно.
«СП»: —Насколько реально мы утратили идеологически влияние на тюркский мир. С Азербайджаном понятно, но Казахстан, Киргизия, Туркмения, Узбекистан? Могут ли турки снизить там наше влияние, пользуясь темой тюркского единства? И даже ЕАЭС и ОДКБ не помогут?
— Турецкие элиты уже этим занимаются. Отличие тюркского мира от российской евразийской идеи или, тем более, русского мира в том, что тюркский мир ориентирован на будущее. Турция представляет себя как модель для развития, а не просто оперирует общими ценностями и географией.
«СП»: — А есть ли реальная опасность нашим собственным территориям?
— Да, есть. У Турции не хватит сил для того, чтобы завоевать эти территории, но у неё вполне достаточно ресурсов, чтобы завоевать умы и сердца жителей этих территорий. И это огромная проблема для территориальной целостности и политической стабильности российского государства.
«СП»: — Эрдоган так спокойно фоткается с этой картой. А что если Путин сфоткается с картой Восточной Анатолий в составе Российской империи? Вообще, чем, кроме троллинга, на который смахивает заявление Пескова, можем ответить?
— Ответить мы можем многим. Вплоть до начала военной операции в Сирии. Но проблема не в том, что у нас нет ресурсов, а в том, что у нас нет политической воли. Можно сколько угодно прятать это отсутствие за красивыми словами. Можно говорить о нежелании втягиваться в лишние конфликты, о важности партнерства с Турции, о совместном с турками противостоянии давлению Запада. Всё это не имеет никакого значения. Отсутствие политической воли есть отсутствие политической воли. А тех, у кого этой воли нет, на Востоке за партнеров не считают. Да и на Западе тоже.
— Сам Тюркский мир — явление очень разнородное и сложное, — убежден координатор партии «Другая Россия Э. В. Лимонова"* Андрей Дмитриев.
— Есть, например, тувинцы. Которые живут в России, будучи тюрками по крови, но буддистами по вере, а по образу жизни вообще исторически близки монголам. Так что монгольский главком Хоролгийн Чойбалсан даже дал в сердцах по лицу главе независимой Тувы Солчаку Токе после ее вхождения в состав СССР в 1944 году. Уж на что маршал был верный сталинец, но Туву считал частью Монголии!
А есть, скажем, гагаузы. Тюрки по крови, при этом православные по вере, живущие в Молдавии. Когда я был в этом регионе в 2014-ом году, у всех там «Русская весна» вызвала не меньшее воодушевление, чем в Крыму, спрашивали — «когда и к нам придут вежливые люди». Они не пришли, зато Турция там реализует много разных программ, гуманитарных и не только.
Одним из главных исторических исследователей кочевников — как монголов, так и тюрков — и их взаимодействий с Русью является, конечно, Лев Николаевич Гумилев. И он фигура идеологически очень актуальная. Потому что говорил о синтезе двух миров. Гумилев, кстати, чтим не только среди русских, но и среди тюркских народов, особенно на постсоветском пространстве.
Ситуацию условно можно назвать «Тюркский мир Эрдогана против тюркского мира Гумилева». Тут важна не столько сама карта, сколько тот факт, что её демонстрирует Эрдоган. А он не просто президент Турции, а именно сторонник возрождения Османской империи, в составе которой представляет весь тюркский мир. И не только. И уже доказал это успешной кровавой войной в Карабахе, наплевав на протесты всего «международного сообщества» и России в том числе. При этом остается нашим «дорогим другом».
Додружимся с султаном Эрдоганом до новых войн, малых и больших…
* Организация не зарегистрирована Минюстом России.