Все активнее входят в жизнь землян QR-коды, а вместе с ними и сопровождающие их проблемы. Не обходят они и россиян, которые пока, в отличие от европейцев, на многотысячные демонстрации не выходят, но вводимые новшества, судя по некоторым опросам, не одобряют.
Между тем, последствия введения QR-кодов все ощутимее. Прежде всего, речь идет об элементарной технической и юридической готовности к такому контролю. Так, жительница Сургута не смогла пройти в торговый центр из-за вероятного сбоя в системе проверки кодов. «Превышено допустимое количество проверок данного QR-кода за последние 10 минут», — гласило сообщение на устройстве контролера.
На этом основании женщину и ее мать не пустили в магазин. Примечательно, что сама сургутянка уверяет, что воспользовалась кодом всего второй раз за день. Кстати, если о самих кодах говорят много, то вот о лимите на их использование я еще ни разу не слышала. Что там придумала «система», видимо, еще предстоит разбираться, но и удивляться не стоит. Только на прошлой неделе многие россияне столкнулись с масштабным сбоем, из-за которого у привитых граждан сократился срок действия QR-кодов о вакцинации в два раза — с года до полугода.
«В рамках единой формы возникла техническая ошибка, и я вчера принес персональные извинения 300 тыс. пользователей, которых это коснулось, и обещал взять эту ситуацию на дополнительный контроль», — оправдывался глава Минцифры Максут Шадаев.
Ситуация с QR-кодами вызывает явное раздражение у многих граждан, поэтому и с внесенными в Государственную думу законопроектами об использовании этой меры в общественных местах и на транспорте депутаты благоразумно решили не спешить, отправив их на обсуждение в различные структуры, а также в регионы. Впрочем, некоторые местные власти предпочли не дожидаться, что им предпишут власти федеральные.
В Татарстане, например, ужесточили ограничительные меры и с понедельника ввели QR-коды для проезда в общественном транспорте, что уже привело к конфликтным ситуациям. Тем не менее, к полудню около 800 пассажиров контролеры все-таки высадили из трамваев и троллейбусов.
Напомним, что у граждан требуют предъявлять не только собственно QR-код, но и паспорт. И здесь возникает вопрос в правомочности таких действий. Как пояснил «Свободной прессе» адвокат Дмитрий Аграновский, ни охранники в торговых центрах, ни кондукторы вообще не имеют право проверять личность.
— На мой взгляд, они превышают полномочия, но их заставляют это делать. Вообще на сегодняшний день все, что связано с QR-кодами законодательно не урегулировано или никак, или недостаточно. Поэтому возникающие правовые пустоты каждый заполняет как хочет. Если называть это простым языком — это произвол. Законодательная база может когда-то и будет создана, если государство все-таки будет распространять QR-коды и идти на дальнейший конфликт с обществом. Пока же кто в лес, кто по дрова.
«СП»: — Что гражданам делать в этой ситуации?
— Обращаться в суды, писать жалобы. Мне, конечно, скажут, «что твои жалобы», но другого пути на сегодняшний день нет. Если это будет достаточно массовое явление, то практика будет корректироваться. Сейчас практика только устанавливается, и многие люди попадут под этот каток: будут нарушены их права. Это объективная реальность.
«СП»: — Но у нас ведь и QR-коды не прописаны.
— Совершенно верно. Я не знаю, в каком нормативном акте они прописаны, во всяком случае для людей. На мой взгляд, здесь государство явно перегибает палку, и оно должно натолкнуться на естественные пределы. Рано или поздно натолкнется. Вспомним, как в 2004 году ввели закон о монетизации льгот. У пенсионеров отняли льготы. Потом под давлением общественности этот закон был во многом скорректирован, получился компромиссный вариант. Думаю, так будет и здесь.
«СП»: — Можно ли вообще вводить QR-коды, не имея ни правовой, ни работающей без сбоев и безопасно технической основы?
— Думаю, что попытка ввести QR-коды в Москве, в метро, которым сам пользуюсь регулярно, приведет не то, что к проблемам, а приведет к полному коллапсу городского хозяйства. В Татарстане плотность населения меньше, и они могут себе позволит такие эксперименты, но очаг эпидемии — это все-таки Москва. Я не представляю, что начнется. Дело не в беспорядках. Сам по себе проход в метро и прочее: прежде, всего, все друг друга перезаражают, потому что будет дикое столпотворение, вплоть до паники.
Надо посмотреть, что будут дальше делать власти. На мой взгляд, репрессивная политика в борьбе с эпидемией, конечно, имеет право на жизнь в какой-то степени, но далеко не в первой. Делать ее фактически единственной совсем неправильно. Это бьет не по вирусу, а по людям.
Член Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре, доктор медицинских наук Алексей Старченко считает, что во главе угла стоит техническая оснащенность.
— QR-коды должны проверять только те уполномоченные органы, которые могут составить протокол об административных правонарушениях. Только они имеют право требовать паспорт, потому что они составляют официальный документ, в который должны быть включены паспортные данные. Это документ, на основании которого могут быть какие-то наказания.
С моей точки зрения, это перегибы на местах, в том, что касается минут для использования QR-кода, — это маразм. Наши региональные власти хотят показать, что они делают хоть что-то, отчитаться перед федеральной властью о каких-то мерах. Насколько ценность этих мер проверена с юридической, эпидемиологической точек зрения для ограничения распространения ковид-инфекции сомнительно.
В первую очередь, Роспотребнадзор и Минцифры должны выпустить руководство, где четко объяснить, что такое QR-код, где его брать, как получить и использовать. Не все пожилые люди даже смс читают, они никогда никакой QR-код не получат и совершенно не собираются этим заниматься. Получается, что пожилое население, которое всегда голосует за нынешнюю власть, зачем-то так грубо наказывают.
И почему это должен быть обязательно сайт Госуслуг? Почему, например, нельзя получить этот код в поликлинике, когда сделал прививку и получил сертификат? Почему надо куда-то еще обращаться за каким-то кодом? Есть сертификат о вакцинации, он утвержден Минздравом. Пусть принимают сертификат. Какие еще QR-коды? А если у человека нет смартфона? Давайте дружно будет писать президенту, чтобы нам елку повесили смартфоны. Пусть в этот смартфон уже будет вшит QR-код. На всю оставшуюся жизнь.
«СП»: — Но заложником ситуации становится и бизнес, с которого власти требуют. Охранник в торговом центре требует, не имея на это права. Гражданин вправе отказать, возникает конфликт. Что бизнесу делать?
— Отправляться в суд. Единственная мера, которая может ограничить власти — это суд. Арбитражный, общей юрисдикции. Если бизнес считает, что его права нарушены каким-то документом (я просто не видел документа, который бы регулировал частоту посещаемости торгового центра), его надо обжаловать. Конечно, такие меры наносят ущерб интересам бизнеса и ограничивают право граждан. Если человеку разрешается выйти из дома и у него имеется QR-код, то это эпидемиологическая глупость, что ему ограничивают в течение 10 минут посещение чего-то.
«СП»: — Судя по всему, это все-таки очередной технический сбой. Тем не менее, в Госдуму уже внесен законопроект о QR-кодах.
— Мы видим тенденцию на снижение заболеваемости в Москве, а это все-таки мегаполис. Если говорить о введении QR-кодов с февраля месяца, то уже где-то к концу марта закончится весеннее обострение вирусных инфекций, поворот на лето. Нужны ли вообще эти коды?