Турция готова стать посредником на переговорах России и Украины по вопросу урегулирования потенциального конфликта в регионе. С таким заявлением выступил Реджеп Тайип Эрдоган перед журналистами, возвращаясь из Туркмении.
По его словам, Турция не желает, чтобы на границе России и Украины шла война. Ради мира, Анкара предлагает «развивать диалог как с Украиной, так и с господином Путиным». Интересно, что Владимир Зеленский лично не упомянут. Эрдоган рассчитывает на длительную перспективу?
Естественно, Эрдоган печется о «своих». «Мы за господство мира в регионе, в первую очередь учитывая вопрос крымских тюрок. Мы много раз обсуждали и обсуждаем такие вопросы с дружественной Россией, особенно с господином Путиным», — цитируют СМИ турецкого лидера.
Инициатива президента Турции прозвучала в ответ на вопрос прессы о гипотетических планах России осуществить военное вторжение на Украину силами 100 тысяч военных, сосредоточенных у ее границы. При этом глава СВР Сергей Нарышкин заверил, что у Москвы таких планов нет.
Тем не менее, в Киеве обрадовались предложению Эрдогана. «Мы приветствуем усилия такого мощного игрока, которым сегодня является Турция на глобальном политическом рынке», — польстил турецкому лидеру советник главы офиса украинского президента Михаил Подоляк.
Ранее в Киеве утверждали, что Зеленский на встрече с Эрдоганом передал ему перечень 450 украинских заключенных, находящихся в России, чтобы Анкара вступилась за них перед Путиным. Затем Зеленский рассказал, что перечень якобы передали российской стороне.
В Москве к посредничеству Эрдогана пока отнеслись прохладно. Песков, напомнил, что Россия не является стороной конфликта по Донбассу, а значит найти решение не представляется возможным. Киеву надо разговаривать с представителями ДНР и ЛНР, подчеркнули в Кремле.
— После конфликта на Южном Кавказе (в Нагорном Карабахе — авт.) у турецкого руководства возникло ощущение возможности влиять на это пространство и вмешиваться в происходящие там процессы, — отмечает старший научный сотрудник ИМЭМО РАН, доцент Дипломатической академии МИД РФ Владимир Аватков.
У Эрдогана есть желание с одной стороны угодить Западу, показывая, что он подрывает постсоветское пространство и отрывает его от России, а с другой стороны, у него есть желание перехватить повестку на постсоветском пространстве и у России, и у Запада, сконцентрировав ее на себе, в рамках идеологии хаба — центра коммуникации новой Турции Эрдогана, которая пытается влиять на сопредельные регионы и формировать свои миры.
«СП»: - Зачем это нужно Эрдогану? Он же лезет везде. Не надорвется?
— Это часть политики Эрдогана, которую он изложил в своей книге «Более справедливый мир возможен». По сути, это попытка построить справедливый мир «по эрдогановски», в котором именно он будет решать вопросы между Россией и Украиной, что само по себе дико.
Отношения Эрдогана с обеими странами сейчас активно развиваются и в позитивном, и в сложном ключе, и он разрывается. В его интересах этот разрыв преодолеть. Что связано в том числе с вопросом крымских татар, к которым Турция относится покровительственно, считая их частью своей сферы влияния.
«СП»: — Пресс-секретарь Путина, тюрколог по образованию Дмитрий Песков, вовремя напомнил Анкаре о роли нашего Алтая, как колыбели тюркского мира…
— Известно, что исторически именно тюркские регионы России, в том числе крымские татары, обладают древними тюркскими обычаями и традициями, в отличии от самой Турции, которая почему-то ложно считает, что она является центром тюркского мира. Поэтому Эрдогану крайне важно найти какой-то новый баланс и выйти из ситуации с нежеланием признавать Крым российским.
«СП»: — Есть ли у Эрдогана достаточно инструментов для влияния на ситуацию, связанную с Украиной?
— Сейчас для Эрдогана намного важнее решать внутренние проблемы Турции, потому что экономическая ситуация оставляет желать лучшего (девальвация лиры ободрила оппозицию — авт.). Ресурсов для влияния вовне у него становится все меньше в связи со сложной внутриполитической обстановкой.
Член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Богдан Беспалько уверен, что Россия обойдется без посредничества Эрдогана.
— Очевидно, что Эрдоган в большей степени выступает союзником Киева, чем нейтральным посредником. Для Киева такой посредник будет более удобен, чем какой-либо иной. Но России посредники сейчас в принципе не нужны. У нас есть минский формат, нормандский формат, есть формула Штайнмайера, есть Франция и Германия, которые выступают в качестве гарантов переговорного процесса. Зачем нам еще один посредник — Турция?
«СП»: — Очевидно, что минские соглашения не работают — Киев отказывается их выполнять, да и жители Донбасса назад в Украину не рвутся. Лукашенко из посредника превратился скорее в пророссийскую фигуру. А раз так, то самое время предложить смену формулы переговоров, вероятно думает Эрдоган…
— Лукашенко не выступал в качестве посредника. Он предоставил площадку для переговоров. Сам он в них не участвовал и миротворем не был. Кстати, Эрдоган в роли миротворца будет выглядеть очень смешно, учитывая, что Турция сейчас ведет боевые действия в Сирии, Ливии, Закавказье и угрожает начать их на Кипре. Он хочет выступать посредником ради мира, но при этом сам везде ведет войны.
К тому же Турция проводит явно не нейтральную политику в отношении и России, и Украины. Турция расширяет с Украиной военное сотрудничество, не признает суверенитет России над Крымом, а сам Эрдоган, помнится, даже приветствовал украинский почетный караул возгласом «Слава Украине!» И такой человек, такая страна пытается влезть в российско-украинские отношения в качестве посредника? Сомнительно, что тут не преследуются какие-то интересы.
«СП»: — Например?
— Недавние скандалы, связанные картами, то демонстрируемыми на телевидении, то подаренными Эрдогану главой «Партии националистического движения», тоже не улучшают отношение к Турции, к Эрдогану. Карты, на которой многие российские регионы, в том числе Крым, заштрихованы, как сфера турецкого влияния или чуть ли не часть Турции, независимо от авторства внушают нам чувство настороженности по отношению к Эрдогану.
В случае, если Эрдогану удастся влезть в качестве посредника между Россией и Украиной, он будет использовать это для наращивания давления на нашу страну, с целью получить какие-то бонусы экономического или военного характера. Он заявлял недавно о строительстве двух АЭС — наверное, будет требовать скидку или кредит. Возможно, он будет требовать скидку на российский газ.
Кроме того, Турция пересекается с Россией в Сирии, Ливии, Средней Азии и Закавказье. Естественно, там он тоже будет требовать уступок, но уже в военно-политического характера. Тем более, что он поставляет Киеву беспилотники «Байрактар», которые то ли применялись, то ли могут быть применены против жителей народных республик Донбасса, многие из которых российское граждане.
«СП»: — Это, пожалуй, самый выпуклый пример…
— Такой посредник нам не особенно нужен. Мы Эрдогана в этом качестве и не приглашали. России вообще посредники не нужны. Есть ряд договоренностей — минские соглашения, их надо просто исполнять. Чтобы на Донбассе наступил мир требуются как раз прямые переговоры Киева с Донецком. Все условия созданы. Россия к этому и подталкивает постоянно Киев, отказываясь от своей посреднической роли. Так что посредничество Эрдогана в этой ситуации неуместно.
Предположу, что заявление турецкого президента направлено больше на внутреннюю аудиторию. Эрдоган демонстрирует насколько Турция активна и пытается защищать интересы тюрок по всему миру. Особенно на фоне экономической стагнации и девальвации турецкой лиры.