Анонсированный президентом Украины Владимиром Зеленским госпереворот 1 декабря так и не случился. Однако есть ли гарантия, что опасность для нынешней правящей верхушки страны миновала? Либо страна обречена попасть в пучину очередного майдана?
Недавно «СП» рассказывала, что в последнее время на Украине активно стали раскручивать фигуру 39-летнего генерала, начальника Главного управления разведки Минобороны Кирилла Буданова.
Он имеет классическую биографию вояки за национальные интересы, готов давить недовольных и в целом выглядит как образцовый генерал-диктатор. На фоне бесконечной турбулентности и нестабильности украинской внутренней политики человек, способный навести порядок, может быть вполне привлекателен для Запада.
О том, что к Буданову за границей относятся всерьез, говорит простой факт. Его высказывания про скорое нападение России на Украину было воспринято на Западе всерьез. 30 ноября, в аккурат накануне якобы запланированного переворота, в Риге на специальное совещание собрались главы МИД стран НАТО, чтобы обсудить главную тему — предполагаемое российское вторжение.
Если говорить о самом Зеленском, то его поддержка в народе постоянно падает. В ноябре был обновлен очередной исторический минимум. По данным социологических служб «Рейтинг» и «Социс», за Зеленского на президентских выборах готовы проголосовать всего 21,8%, тогда как в октябре таких было 25,1%. Справедливости ради, даже такая невысокая популярность Зеленского ставит его на первое место среди украинских политиков (у Петра Порошенко рейтинг 14,5%, у главы «Оппозиционного блока» Юрия Бойко — 11%, у Юлии Тимошенко — 10,8%).
Не стоит забывать, что Зеленский недавно поссорился и с главными олигархами страны: Ринатом Ахметовым и Игорем Коломойским. Как известно, они играют в украинской политике далеко не последнюю роль.
С другой стороны, у противников действующего президента нет приемлемой идеологии для современного украинского общества. Олигархов на Украине, как и во многих странах, не любят. Сторонники примирения с Россией из восточных областей сейчас не имеют массовой поддержки и разрознены.
Сплоченной силой на Украине всегда были националисты и приверженцы радикального подхода к отношениям с РФ. Однако опыт последних лет показал, что «свидомые» хоть и умеют привлекать к себе внимания, но их идеи разделяет лишь небольшая часть общества. Несмотря на оголтелую антироссийскую пропаганду на протяжении многих лет, большинство жителей страны продолжают хорошо относиться к россиянам.
Что касается жажды «сильной руки», то на Украине никогда этого явления не наблюдалось. Слиться в едином порыве и идти за «вождем» в военной форме — это не про украинцев, которым намного ближе прямо противоположная вольница в стиле «Гуляй-поля».
Старший научный сотрудник Института российской истории РАН Андрей Марчуков уверен, что в определении лидера Украины главную роль будет играть не украинское общество, а иностранные государства:
— После того, как американцы решили не продлевать президентство Порошенко на второй срок, не стоит говорить о возможном перевороте на Украине без ведома Вашингтона. Напомню, Порошенко не переизбрался потому, что он сопротивлялся полному и бесповоротному подчинению страны США.
Это выражалось в саботировании антикоррупционных законов и других механизмов, с помощью которого американцы управляли украинским политическим классом. Поэтому появилась потребность в полностью управляемом президенте. Не было бы Зеленского, была бы другая подобная фигура.
Зеленский будет на посту до тех пор, пока он будет исполнять желаемое от США и в меньшей степени от Германии и Франции. Сам Зеленский и его окружение — молодой по возрасту политический класс, взращенный на зарубежные деньги в украинских и западных образовательных центрах. Поэтому имеет ли смысл что-то менять, затевать майдан? Думаю, что американцам это не нужно.
Что касается конфликта Зеленского с олигархами, то нынешний президент для Соединенных Штатов удобнее. Любой олигарх, хоть и будет проводить антироссийскую политику, может пытаться отстоять какие-то властные полномочия. Олигархи будут проводить более-менее самостоятельную политику, и это не нужно американцам.
Так что Зеленскому не стоит опасаться, что его скинут. Если его и заменят, то только по соглашению с США.
«СП»: — Но Зеленский слишком неустойчивый. Не проще ли его заменить на генерал-диктатора?
— Никаких значимых протестов без поддержки извне всё равно не будет. Тот же Кирилл Буданов, говорящий о некоей скорой агрессии России, возможно, просто вслух произнес то, что от него требовали. А нагнетание обстановки на российско-украинской границе шло перманентно все последние годы. Тот же Зеленский можеть начать провокации, если его попросят.
Зеленский многим на Украине не нравится. Но в стране нет того, кто понравится. Политика стала полем маргиналов, вроде до сих пор существующих поклонников Юлии Тимошенко или сторонников ушедшего Порошенко.
На Украине не возможен свой Пиночет. Такие фигуры всё равно будут управляемы из-за рубежа.
И стоит понимать, что кто бы ни возглавил сейчас Украину, внешняя и внутренняя политика останутся прежними.
«СП»: — Есть мнение, что Европа устала от воинственной риторики украинских политиков. Западу сегодня во главе Украины нужен условный «человек мира» или «человек войны»?
— Важно запомнить, что никто от Украины на Западе не устал и никогда не устанет. Украина воспринимается как одно из важнейших средств давления на РФ и сдерживания ее в политическом и экономическом плане. Конечно, у Европы свои проблемы, но Украина всё равно нужна.
На Зеленского в свое время поставили, чтобы сыграть на ожиданиях жителей Украины. Эти ожидания воплотились в выбор, а дальше продолжила действовать та же железная логика, что Украина — это анти-Россия. И каким бы «человеком мира» не казался Зеленский, он вынужден проводить этот курс. Его проводят одновременно США, Германия и Великобритания, время от времени делегируя друг другу те или иные функции.
Роль в украинской политике могла бы сыграть Россия. Москва на Совбезе ООН могла заявить, что требует от Киева выполнения всех пунктов Минских соглашений в короткий срок, иначе не будет оставаться гарантом договоренностей.
После этого можно признать республики Донбасса, по их приглашению ввести войска. И вот тогда на Украине начнутся майданы, организованные уже не США, а олигархами с целью либо взять власть в Киеве, либо уйти от Киева как можно дальше. В таком случае «нарыв» будет вскрыт.
Пока же мы наблюдаем бег по кругу. Россия заявляет, что она не сторона конфликта, Запад использует Украину для давления на Москву, а формально все говорят про Минские соглашения.
«СП»: — На какие силы внутри Украины может опираться Зеленский? Кто останется ему верен, в случае обострения внутриполитической ситуации?
— Сторонники евроинтеграции и откровенные украинские националисты при всей кажущейся разнице исповедуют одну идеологию, что Россия — это враг.
Если политика Зеленского останется проатлантической и антироссийской, то националисты и сторонники евроинтеграции будут его поддерживать.
Вот если только Зеленский качнется в сторону какого-нибудь «Оппозиционного блока», то он будет заменен. Но главная опора украинской власти — поддержка Запада. Само существование украинской государственности зависит от него.