Мы в России очень любим, когда на Западе официальные лица говорят что-то, сочетающееся с нашими представлениями о мире. Вот, например, немецкий дипломат Вольфганг Ишингер недавно посоветовал Украине брать пример с Финляндии: в НАТО не вступать, а к Евросоюзу можно и присоединится.
Если выхватить цитату герра Вольфганга из контекста, то он молодец. Финляндия же сейчас против военного сотрудничества с Украиной. Министр иностранных дел этой страны Пекка Хаависто стоит за соблюдение Минских соглашений — практически наш человек. Как и Вольфганг Ишингер. А кто он вообще такой этот Вольфганг? Немецкий дипломат, глава какой-то Мюнхенской конференции по безопасности, о которой мы знать ничего не знали. Но с 2014 года — еще и посредник Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в украинском конфликте, назначенный для переговоров между Киевом и регионами, по большей части — с Донбассом.
Политолог, член Совета по межнациональным отношениям при президенте Богдан Безпалько считает, что от вступления в ЕС Украина так же далека, как от вступления в НАТО:
— Для того чтобы Украину использовать в качестве военного инструмента — вовсе не обязательно включать ее в состав военно-политического блока. Таиланд, страны Персидского залива, Япония — не входят в НАТО, но там располагаются масштабные объекты и военные базы США. Поэтому если на Украине начнут строить базы и объекты, учебные центры, станции слежения, передавать вооружения — России легче не будет от того, что формально Украина не состоит в НАТО.
Наоборот, отсутствие членства Украины в НАТО для данного военного блока хорошо тем, что он не несет никаких обязательств по отношению к Украине. Например, не надо начинать войну против того, кто вступит с «незалежной» в конфликт.
«СП»: — Когда следишь за политической повесткой дня в Европе, складываются ощущение, что «актеры» политического театра, произносят свои заученные роли. Посредник ОБСЕ в украинском конфликте — произносит свою реплику, приятную или, по крайней мере, понятную в России. А генсек НАТО — свою, явно неприятную — про «режим Путина». Но если их поменять местами, они тут же сменят пластинки?
— Я бы не сказал, что Ишингер работает комплиментарно по отношению к России. Мне кажется, что он скорее пытается вдохнуть новую жизнь в «еврооптимизм» на Украине. Ведь так называемая «революция достоинства» или «евромайдан» строилась именно на еврооптимизме украинцев.
Граждане Украины считали, что, сменив власть, подписав соглашение, они немедленно станут Европой, заживут как в Евросоюзе. Хорошо помню пропагандистские комиксы недавнего прошлого, сравнивающие жизнь на Украине и в Европе: украинские старушки с тяпками в руках батрачат на огороде, а европейские — пьют кофе с круассанами рядом с Эйфелевой башней. Эта лживая картинка, тем не менее, отражала те далекие от реалий настроения, которые присутствовали у граждан Украине и подобными картинками усиливались.
Может некоторые помнят интервью с участниками «евромайдана». Они говорили: «Украина вступит в Евросоюз». Но, как мы видим, за последние семь лет ничего из этого не произошло, и вряд ли произойдет в дальнейшем. Так что Ишингер просто в очередной раз пытается повесить перед гражданами Украины эту самую «морковку»: «В НАТО вы не вступаете, но зато вступаете в Евросоюз. На Украине все бедует как в Финляндии, а там — хорошо»…
Вольфганг Ишингер может говорить что угодно. Он в свои семьдесят пять собрался на заслуженный отдых и теперь «фронтменом» Мюнхенской конференции по безопасности — должен стать шестилетний Кристоф Хойсген, который был последним послом Германии в ООН, консультантом канцлеры Ангелы Меркель по вопросам внешней политики. У него хорошие связи по всему миру, и особенно в Америке.
Пока же, по мнению Ишингера, Россия не торопится с вторжением на Украину, ожидает чего-то. Видимо того, чтобы дедушка Вольфганг ушел на пенсию. Но в дальнейшем тот советует Западу вообще и будущему федеральное правительство Германии в частности проводить политику силы по отношению к Москве, пишет информированное немецкое издание Handelsblatt.
Политолог Андрей Марчуков считает, что идея с вступлением в Евросоюз Украине не очень подходит:
— Эти идеи вступления во что-то западное рассматриваются на Украине не рационально, а иррационально. Если посмотреть с экономические точки зрения — ничего хорошего бы не увидели, даже если это когда-нибудь произойдет. Хотя на самом деле — не произойдет никогда. Просто это зримое воплощение удаления Украины от России и ее, якобы, олицетворение «принадлежности к западному миру».
Что касается самих западных стран, то принимать Украину в НАТО они не собираются, в ЕС — тоже. Поэтому мечты украинцев так и останутся мечтами. А сказать эту суровую правду руководству «самостийной» — смерти подобно. Ведь не раз говорилось о том, что целью «незалежной» является евроинтеграция, в том числе военная. Сразу возникнет вопрос: «А почему мы туда не вступаем?» Придется объяснять, что Украину там видеть не желают, разве что в подчиненном положении, без прав и гарантий, выполняя волю и служа интересам НАТО.
«СП»: Придет ли понимание этого на Украине?
— Какая-то часть Украины все прекрасно понимает. Но политический процесс составлен так, что люди и сейчас ни на что не могут повлиять, и в дальнейшем не смогут этого сделать. Изнутри ничего поменять уже нельзя, только извне. Или военное поражение Украины станет поводом для появления сильной оппозиции, которая захочет смести нынешний украинский режим и установить власть с другими приоритетами, или Украина развалится на части. Ждать, что Запад откажется от нее — не реально. Ключи от решения украинского вопроса находятся, на мой взгляд, в Москве. Нынешняя политика затягивает ситуацию, которая продолжается уже семь лет, без перспективы ее изменения.
Что касается другой части населения Украины, у нее есть такая идея фикс: «Україна це Європа!» Украина — часть западного мира. У кого-то это выливается в националистическую идею, у кого-то в западно-космополитическую. Но и те, и другие рассматривают Россию либо как нечто чужеродное, враждебное, либо, по крайней мере, постороннее. Эта идеология взращивалась на Украине тридцать лет. А со стороны России не предлагалось никаких ответных вариантов борьбы за умы украинцев. Все ограничивалось покупкой продажной украинской политической элиты с помощью газовых поставок. Насколько эффективен этот подход стало ясно в 2014 году. Попросту говоря, наша политика тогда потерпела крах. И до сих пор Москва не предложила альтернативы, хотя отдельные попытки есть — вспомним июльскую статью Владимира Путина. Но эти правильные сигналы в последовательную политику не превратились…
По славам уходящего со своего поста «смотрящего за Донбассом» Россия опасается, что Америка сделает Украину членом НАТО, а для Москвы это «красная линия». И при этом нельзя сказать, что Киев никогда не примут в Североатлантический альянс. Но, говоря дипломатическим языком, нельзя сказать, что Европа, в лице ее наиболее информированных граждан не опасается того же самого.
Президент России считает заявления о якобы готовящемся вторжении на Украину преувеличенной тревогой по поводу воображаемой угрозы. Вот размещение оружия на территории Украины — это действительно угроза безопасности России, которая не будет оставлена без внимания. Очень похоже на «последнее китайское предупреждение».