Председатель думской фракции «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов сообщил, что обратился к генпрокурору РФ Игорю Краснову с просьбой проверить законность приватизации государственных предприятий в 1992—1996 годах.
«Направил письмо на имя генерального прокурора Игоря Краснова. Призываю руководство надзорного ведомства дать указание повести проверку законности приватизации государственных предприятий в 1992—1996 годах», — написал политик в своем Telegram-канале.
Поводом для обращения, по его словам, стала ситуация вокруг Соликамского магниевого завода (Пермский край), законность приватизации которого поставили под сомнение в главном надзорном ведомстве страны.
«По мнению Генпрокуратуры, с учетом того, что Соликамский магниевый завод занимается переработкой редкоземельных материалов и радиоактивных элементов, разрешить приватизацию должно было правительство Российской Федерации, а не региональные органы власти. Данная ситуация подтверждает, что не исключены случаи незаконной приватизации и других предприятиях страны», — подчеркнул он.
Напомним, прошлой осенью Генпрокуратура РФ подала в Арбитражный суд Пермского края иск об истребовании в пользу государства акций, принадлежащих четырем акционерам-физлицам ОАО «Соликамский магниевый завод». Свои требования надзорное ведомство мотивировало тем, что приватизация СМЗ в период 1992—1996 годов была проведена с нарушением действующего на тот момент законодательства, и государственное имущество выбыло из собственности РФ «помимо ее воли» и «находится в настоящее время в чужом незаконном владении».
Суд принял иск к производству 4 октября, предварительные слушания прошли 30 декабря и были отложены до 11 февраля — до этого момента стороны должны подготовить полные пакеты доказательств.
Стоит отметить, что эта новость прошла в федеральной повестке практически незамеченной. Почему же теперь Миронов решил ее раскрутить — тем более, выборы прошли?
— Мне кажется, «Справедливой России» просто не разрешили бы использовать тематику, связанную с пересмотром итогов приватизации в предвыборный период, поскольку в таком случае она могла бы забрать значительную часть голосов избирателей правящей партии, — уверен политолог Дмитрий Галкин.
— Многие из тех, кто традиционно голосует за партию власти, также считают, что приватизация большинства крупных предприятий была несправедливой и незаконной. Они не готовы голосовать за коммунистов, но могли бы поддержать «Справедливую Россию», которая воспринимается как более умеренная и лояльная по отношению к власти партия, чем КПРФ — если бы она выдвинула соответствующие лозунги.
Сама тематика, связанная с пересмотром итогов приватизации, является действенным инструментом для контроля поведения олигархических группировок. Если они будут понимать, что подобная перспектива существует, то будут играть по установленным властью правилам, опасаясь, что пересмотр итогов приватизации может начаться с тех, кто эти правила нарушает. Поэтому Кремлю важно, чтобы такая идея оставалась предметом политической дискуссии. «Справедливой России», по всей видимости, поручено выполнение данной задачи.
«СП»: — По-вашему, дадут ли вообще провести расследование итогов приватизации?
— В нынешней общественно-политической ситуации подобное расследование может начаться только в том случае, если соответствующее решение будет принято на уровне государственного руководства. Вероятность этого, на мой взгляд, довольно низкая. Но вовсе исключать подобного развития событий не следует. Вполне возможно, что в случае роста протестных настроений власть может решиться на подобный шаг, чтобы вернуть поддержку со стороны общества.
«СП»: — Если бы расследование состоялось, к каким выводам оно пришло бы? Ну, признают приватизацию незаконной, дальше что? Вернут все государству?
— Скорее всего, будет принято решение заставить олигархические группировки доплатить за предприятия, приобретенные по явно заниженной стоимости. А полученные средства будут направлены на выплаты наименее обеспеченным социальным группам, в первую очередь пенсионерам. Или же эти средства могут быть переданы регионам на реализацию социальный программ.
«СП»: — Может ли когда-нибудь возникнуть ситуация, что если не все, то что-то олигархи вернут? В каких случаях это возможно?
— Как показал опыт ЮКОСа и СИБУРа, власть готова, когда это ей выгодно с политической точки зрения, пересматривать итоги приватизации. Поэтому какие-то предприятия, приобретенные олигархическими группами, могут быть переданы в государственную собственность. Но, сомневаюсь, что это примет массовой характер.
Пересмотр итогов приватизации, уверен, будет выборочным и практически не затронет корпорации, пользующиеся благосклонностью власти. Не стоит забывать, что главным экономическим игроком в России является высшая бюрократия, и она может диктовать корпорациям собственную волю, не опасаясь разрушить существующую экономическую систему.
«СП»: — Тема пересмотра итогов приватизации, по-вашему, до сих пор актуальная в России? Избиратели на это клюют?
— С течением времени данная тема, конечно, утачивает актуальность. Но она будет сохранять политическую значимость до тех пор, пока большинство избирателей составляют люди, помнящие, как проходила приватизация крупных предприятий в 1990-е. Однако, если двадцать лет назад большинство граждан удовлетворило бы восстановление справедливости, то теперь они будут активно поддерживать пересмотри итогов приватизации только в случае, если это принесет выгоду им лично. Если 20 лет назад власть могла резко повысить свою популярность, просто вернув наиболее значимые предприятия в госсобственность, то теперь ей выгоднее заставить олигархов доплатить за активы, а средства, поступившие в государственный бюджет, пустить на социальные нужды.
— Пересмотр итогов приватизации — до сих пор тема, будоражащая умы народа, — уверен член политсовета партии «Другая Россия Э.В. Лимонова» * Андрей Милюк.
— Такой она и останется в обозримом будущем. Кажется, по прошествии времени противоречия должны сгладиться, а новые поколения, лично не заставшие это великое ограбление, должны смириться с установившимся порядком вещей. Но, как оказалось, это не так. В моменты кризисов, экономических проблем обыватель начинает задумываться: почему он работает так много (а русский человек работает действительно много), и все равно ничего не имеет за душой.
Никакой тяжеловесной теории, никаких дебрей прибавочной стоимости не надо, чтобы найти ответ. Он лежит на поверхности — настолько бесстыдным, очевидным воровством была приватизация 90-х. Это родовая травма власти, и власть пытается как-то ее избыть, время от времени предлагая единоразовые акции покаяния.
Когда появились первые новости, что Генпрокуратура решила пересмотреть итоги приватизации для одного конкретного завода — какое было ликование! Но ни одного заседания по существу иска еще не прошло, 11 февраля дай бог, если состоится первое.
На приватизации обогатились все без исключения крупнейшие наши олигархи, богатейшие семьи обязаны своим незаслуженным успехом приватизации. И обогащаются до сих пор. Как таковая приватизация не закончена, прямо сейчас мы переживаем одну из крупных волн передачи государственной собственности в частные руки. Те, кто сумеют изъять в пользу государства награбленное в приватизацию, получат от народа немыслимую поддержку. Сделать это, я считаю, сможет только несистемная сила, не имеющая от власти никаких зависимостей.
* Не зарегистрирована Минюстом РФ.