Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев 17 января отправил в отставку с поста первого заместителя главы Комитета нацбезопасности Казахстана племянника Нурсултана Назарбаева генерал-лейтенанта Самата Абиша. Также пост главы Национальной палаты предпринимателей покинул зять Елбасы Тимур Кулибаев. Он женат на средней дочери первого президента РК — Динаре.
Два других зятя, женатые на старшей дочери — Дариге и младшей — Алие, возглавлявшие крупнейшие национальные нефтегазовые компании, покинули свои посты ранее. Дарига — депутат парламента Казахстана на заседаниях не появляется, ссылаясь на болезнь. Также сообщалось о лишении семьи Алии возможности зарабатывать на утилизационном сборе по всей стране.
О судьбе самого первого президента Казахстана достоверно ничего неизвестно. По информации «МК», Назарбаева видели в родовом селе 2−3 января, откуда кортеж Елбасы отбыл в Киргизию. Затем он якобы вылетел в ОАЭ. Эвакуацию Назарбаева косвенно подтверждает тот факт, что дочь Алия позже писала о нем в свой инстаграмме именно из ОАЭ.
Происходящее напоминает политическую зачистку клана Назарбаева после уличных беспорядков. Победители составили «проскрипционные» списки из побежденных. Почти мгновенное обрушение казавшегося незыблемым клана Елбасы заставляет задуматься, возможно ли такое в России? Могут ли мобилизованные во власть многолетние знакомые Путина оказаться в положении гонимых?
По словам вернувшегося из Казахстана вместе с войсками ОДКБ военкора Дмитрия Селезнева, первопричина беспорядков носила социальный характер.
— Люди действительно вышли протестовать из-за сильного повышения цен на газ. У простых людей автомобили на газе, чтобы экономить. Также повысилась плата за «коммуналку», цены на хлеб. Версия о том, что цены повысили специально, как предлог для беспорядков, сомнительна.
В Казахстане малообеспеченные люди живут по принципу «мы ненавидим правительство». Они не видят особенной разницы между Назарбаевым и Токаевым. Воспринимают их как единое целое. Хотя лично пострадал именно Назарбаев, памятники которому валили протестующие.
Там происходит борьба кланов. Не исключено, что Назарбаев даже не был в курсе. Он ведь последовательно передавал свои посты Токаеву. Но людям, стоящим за ним, видимо, это не нравилось. И они готовили некие действия. Их организованность сомнений не вызывает. Кто-то вмешался и оседлал протест.
Предположить, что КНБ не заметила эту организацию, невозможно. По моим данным, Алматы громили четыре группы. Была координация. Значит речь идет о расколе элит. Одна ее часть пыталась сместить другую. Возможно был и внешний фактор: турецкий, исламистский
В итоге Токаев сделал ставку не на КНБ, а на ОДКБ. Элиты колебались, силовики переходили на сторону протестующих, но как только объявили о вводе войск ОДКБ все поняли, что Токаев победит. А потом он все свалил на Назарбаева, хотя они правили вместе. Токаев воспользовался ситуацией.
Казахи наиболее европеизированы из всех стран Центральной Азии. Их, наверное, раздражал культ личности Назарбаева — переименование улиц, столицы в его честь.
Политолог Константин Калачев отмечая некоторое сходство, настаивает на принципиальных различиях социально-политических систем России и Казахстана.
— Несмотря на общие системные проблемы двух стран: сырьевая экономика, авторитарный режим, колоссальный разрыв между бедными и богатыми, плохо работающие социальные лифты, клановость, все-таки у нас не так, как у них. Происходящее недавно и сейчас в Казахстане я бы не стал экстраполировать на Россию.
Можно, конечно, пошутить, что у них жузы, а у нас землячества, кооператив «Озеро»
А теперь вспомните племянника Путина, создавшего партию «Народ против коррупции». Он поприсутствовал в руководстве компаний, но не более того, или дочери президента… Безусловно, родственники Путина не бедствуют, но того влияния, которое имели родственники Назарбаева, у них нет. С точки зрения клановости, непотизма Казахстан сильно обогнал Россию.
Большую роль в Казахстане играет радикальный ислам. Один из племянников Назарбаева создал свой джамаат. Он, как говорят, участвовал в бунте. Причем, исламизм там не исчезнет, потому что мулла лучше ответит на запрос на справедливость, нежели чиновник. Тем более там больше молодежи и сельских жителей. У нас в элитах тоже есть увлечение православием, но это не сравнимо.
«СП»: — Клан — это не обязательно родственники. Разве личные знакомые Путина по университету, КГБ и питерской мэрии не составляют пул «нукеров президента»?
— Наша элита — не монолит, там есть свои группы по интересам, конфликты. И такого клана Путина, как клан Назарбаева, у нас все-таки нет. Это больше свойственно Азии (вспомните, Гульнара Каримова в Узбекистане сидит в тюрьме). И вряд ли наши противоборствующие стороны готовы к тому, чтобы выносить свои разборки на улицу, раскачивать ситуацию, устраивая народный бунт.
Российская элита, наверное, сделает выводы из происходящего. Когда наш президент будет думать о транзите (если будет), он постарается не повторить ошибок Назарбаева. Опыт надо изучать. Главная общая проблема — ощущение несправедливости. Разрыв бенефициаров сырьевой экономики и населения, которое не видит света в конце тоннеля.
— Раньше за выброшенный на улицу портрет Путина давали три года лишения свободы. Дождемся времен, когда за такое начнут награждать, — предвидит политолог Андрей Милюк.
Напомню, в 2004 году сторонники Эдуарда Лимонова провели протестную акцию в Минздраве. Один из ее участников, Максим Громов, выбросил из окна министерства портрет Путина, а журналисты очень удачно поймали этот момент на фото. Кадры вылетающего на мостовую президента были растиражированы на весь мир, АП отдала должное их художественной ценности: Громову в числе других участников дали три года колонии и еще долго потом мучали в заключении.
Очень может быть, что мы доживем до времени, когда портретами Путина будут заполнены все мусорные контейнеры ведомств и министерств нашей страны, а приближенные к нему чиновники и бизнесмены начнут обживать камеры СИЗО «Лефортово» и свою зарубежную недвижимость. А висящий на стене Путин станет восприниматься, как знак фронды, внутренней оппозиции.
«СП»: — В такое трудно поверить…
— Поправки в конституцию, перераспределение полномочий в пользу Госсовета должны были дать Путину пространство для маневра, возможность принять решение в последний момент, как он это любит. Захочет, пойдет на новый срок в 2024 году. Не захочет, будет в Госсовете досиживать в качестве «отца нации». События в Казахстане вскрыли ошибки этого «хитрого плана». Должность в Госсовете не спасет от дворцового переворота. Марионетка, кукла с рукой в заднице, в любой момент может откусить эту руку и заявить свои права на власть.
Фактически Токаев отправил Назарбаева на почетную пенсию уже через несколько месяцев после вступления в должность президента. Давно ли вы слышали о политической деятельности Елбасы? Унылая благотворительность, да и только. Затем Токаев изгнал Даригу Назарбаеву из сената, и это был первый публичный признак того, что план Назарбаева не сработал. Если Нурсултан Абишевич до сих пор жив, ему особенно унизительно видеть, как из публичных символов искореняют память о нем. Пишут, что даже бывшую Астану остерегаются называть официальным именем Нур-Султан.
«СП»: — Горько, наверное, видеть собственное низвержение…
— Теперь Владимир Владимирович призадумается и о собственном будущем. Он начал интересоваться историей и даже взял привычку поучать дорогих россиян. Наверняка, думает и о своем месте в истории России, каким его запомнят потомки. В этом смысле, не имеет значения, какую формальную должность Путин займет в 2024 году — традиционно мы узнаем об этом в последний момент. Главное, что Путин так и не смог создать условия, в которых его преемник будет вынужден опираться на достижения его эпохи, а не отрицать ее за провалы и упущенные возможности.