Запуск «Северного потока-2» может быть отложен, сейчас нет уверенности, что он заработает в 2022 году. Об этом РИА Новости рассказал директор группы по природным ресурсам и сырьевым товарам агентства Fitch Дмитрий Маринченко.
«Вряд ли у кого-то сейчас есть уверенность, что проект обязательно будет запущен в 2022 году, хотя ещё какое-то время назад казалось, что газопровод в самое ближайшее время заработает», — уверен он.
Маринченко подчеркнул, что Украина крайне негативно относится к проекту газопровода, а появление в цепочке дополнительного звена — Еврокомиссия намерена запросить мнение Киева по «СП-2» — может удлинить время согласования.
«Сильный рост геополитической напряжённости в последние один-два месяца тоже может негативно сказаться на перспективах проекта — особенно если Германия начнёт относится к нему с большим скептицизмом», — заключил эксперт.
Действительно, в последнее время на фоне прихода нового правительства ФРГ и истерии вокруг предполагаемого вторжения РФ на Украину, у многих поубавилось оптимизма относительно сроков ввода в эксплуатацию газопровода. Вице-канцлер, глава Министерства экономики ФРГ Роберт Хабек на днях в интервью Spiegel признал, что может случиться так, что ЕС откажется сертифицировать проект. Более того, по его словам, в этом случае правительство Германии не будет платить компенсацию инвесторам. Это означает, что немецкие власти мысленно смирились с возможностью отказа от трубопровода?
Напомним, в начале ноября агентство Bloomberg сообщило, что сертификация «Северного потока-2» может затянуться до 8 мая 2022 года из-за того, что федеральное сетевое агентство Германии после получения документов по газопроводу должно вынести предварительное решение о сертификации в течение четырех месяцев, то есть до 8 января, после чего его в течение двух месяцев будут изучать в ЕК. Позднее все тот же Bloomberg написал о том, что решения по сертификации газопровода не стоит ждать в первой половине 2022 года.
Теперь и до конца года ждать не стоит?
— Я бы не драматизировал ситуацию вокруг «Северного потока-2», — говорит аналитик Алексей Ильяшевич.
— Проблемы с его запуском вполне закономерны, поскольку в ноябре Федеральное сетевое агентство ФРГ приостановило сертификацию газопровода на неопределенный срок. Но в этом не было политической подоплеки. Регулятор пояснил, что заминка вызвана переоформлением организационной структуры проекта. Если конкретнее — учреждением еще одной компании, которая станет независимым оператором немецкого участка трубы. Для чего? Вероятно, чтобы обойти нормы Третьего энергопакета ЕС и запустить «СП-2» на полную мощность.
Дмитрий Песков тогда подчеркнул, что Москва не считает политизированным решение Федерального сетевого агентства. Со стороны «Газпрома» и Nord Stream 2 AG тоже не было никакой критики. А глава украинского «Нафтогаза» Юрий Витренко, напротив, сразу уличил Москву в намерении обойти европейское законодательство. То есть тогда речь не шла о препятствовании запуску «Северного потока-2», Германия скорее содействовала «Газпрому». Но противники проекта будут всеми способами тормозить процесс сертификации. Здесь трудно делать какие-то прогнозы.
«СП»: — Мариниченко отмечает, что Киев негативно относится к проекту газопровода, а появление в цепочке дополнительного звена может удлинить время согласования. О чем он? О допуске Украины к сертификации?
— Да, в ноябре прошлого года Федеральное сетевое агентство ФРГ подтвердило, что «Нафтогаз» допущен к процессу сертификации «Северного потока-2» без права вето. Польскую PGNiG тоже допустили. Но ни поляки, ни украинцы действительно не имеют права голоса. Все, что они могут — это разводить бюрократию и оттягивать неизбежное. А потом Польша с большой долей вероятности подаст в суд на немецкого регулятора. Попытается доказать, что «Северный поток-2» вообще нельзя было вводить в эксплуатацию. Ничего другого не остается.
«СП»: — По мнению Мариниченко, рост геополитической напряжённости в последние один-два месяца тоже может негативно сказаться на перспективах проекта — особенно если Германия начнёт относится к нему с большим скептицизмом…
— Сейчас политическая конъюнктура не благоприятствует запуску «Северного потока-2». Возможно, это тоже затягивает процесс. Но я не вижу серьезных сигналов, которые указывают на то, что позиция Германии может измениться. Немцы скорее пережидают очередную волну антироссийской истерии, которую подняли Штаты.
«СП»: — Ранее глава Министерства экономики ФРГ Роберт Хабек заявил, что Германия не заплатит компенсацию при отказе ЕС одобрить СП-2. Как это понимать?
— Во-первых, не господину Хабеку решать, заплатит Германия компенсации или нет. Если «Северный поток-2» накроется медным тазом, «Газпром» и его европейские партнеры пойдут в суд. С каких пор министерство экономики ФРГ подменяет собой судебную ветвь власти?
Во-вторых, не стоит придавать этому заявлению большого значения. Роберт Хабек совсем недавно подобрался к политическому Олимпу. Раньше он никогда не работал в федеральном правительстве, а теперь стал вице-канцлером и министром. Человеку просто хочется выделиться, сказать что-то эдакое. Он, к тому же, сопредседатель партии «зеленых», давний критики «Северного потока-2» и «большой друг Украины».
Глава МИД ФРГ Бербок поначалу тоже делала резкие заявления. Но потом, если верить немецким СМИ, премьер Шольц её урезонил буквально одним звонком. Внешнюю политику Германии на российском направлении будет определять не МИД, а непосредственно канцлер. За его выступлениями нужно следить.
«СП»: — Кстати, такое вообще возможно — что ЕС или сам немецкий регулятор все-таки откажут «СП-2» в сертификации? Что тогда?
— Вряд ли у немецкого регулятора есть основания, чтобы забраковать сертификацию «Северного потока-2». Опять же, здесь не надо наводить тень на плетень. Построена труба, создана компания-оператор, все формальные требования соблюдены — регулятор обязан дать добро. Вопрос только в том, будет ли немецкий участок газопровода освобожден от норм Третьего энергопакета. Это главная интрига. Для «Газпрома» важны не столько сроки запуска «Северного потока-2», сколько возможность его полной загрузки.
— Надо разделять вопросы, связанные с юридическими тонкостями сертификации, потребностями рынка и геополитической напряженностью, которую нагнетают в том числе вокруг поставок российского газа в Европу, — говорит заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.
— С юридической точки зрения полный процесс сертификации занимает до 4 месяцев в Германии, и до 4 месяцев дается ЕК для проверки соответствия. При этом четко не прописано, может ли газопровод работать, получив положительное решение национального регулятора. Часть срока внутри Германии уже прошла, после чего процесс был приостановлен. Поэтому считается, что после возобновления рассмотрения заявки на все про все максимум уйдет до 6 месяцев. Отсюда прогнозы о завершении процесса летом.
Геополитика, естественно, может вмешаться, если будет резкое обострение или, не дай Бог, переход в горячую фазу. Но тогда, думаю, будет не до жиру. И, наконец, ситуация на газовом рынке в Европе. Скорейший запуск газопровода — один из доступных инструментов быстрой нормализации рынка и начала возврата цен на газ к нормальным уровням. Более того, это самый простой способ убрать опасения по поводу газоснабжения в конце зимы, когда европейские хранилища опустеют. Воспользуется ли Европа этой опцией для блага своих граждан и экономики, я не знаю. Но это было бы разумно и логично.
«СП»: — Украина тут может помешать? Ее же допустили до сертификации…
— Вряд ли у Киева есть самостоятельная роль в этом процессе. В лучшем случае Украину будут использовать в своих целях те или иные силы, в худшем вежливо выслушают и проигнорируют.
«СП»: — Тем не менее, новый министр экономики Германии фактически допускает срыв сертификации…
— Новый министр, видимо, не очень опытен в риторике. Его высказывания уже смягчили официальные представители министерства. Этот вопрос не в его компетенции, так как в случае отказа в сертификации вопрос, в том числе требования компенсации, будет рассматривать суд.
«СП»: — Какие еще факторы, по-вашему, могут затянуть процесс?
— Принципиально то, что России теперь по большому счету все равно, когда будет сертифицирован «СП-2». Безопасность поставок обеспечена самим фактом существования инфраструктуры, а любые ограничения приводят к росту цен на газ, то есть, вредят в первую очередь потребителям.