«Няшный прокурор» Наталья Поклонская так и не доехала до солнечного острова Кабо-Верде, что в Атлантическом океане, на полпути в Рио-де- Жанейро.
Президент России Владимир Путин назначил Наталью Владимировну заместителем главы «Россотрудничества», организации, призванной заниматься делами соотечественников, проживающих за рубежом, преимущественно в Содружестве независимых государств, и вообще — международными гуманитарными проблемами.
Работа с соотечественниками, защита их прав — в том числе и на Украине — для нее является приоритетом, и весь свой российско-украинский опыт она намерена применять на новой должности, цитирует Поклонскую РБК.
Эта государственная контора, в которую ее назначили, довольно непростая. До сих пор никаких особых достижений за ней не замечено. Возможно, одна из причин назначения Поклонской стало желание разобраться — насколько эффективно там расходуются деньги? Поклонская все-таки бескомпромиссный прокурор. Она может — если ей что-то не понравится — пойти на конфликт с руководством.
Вот уже года два руководит этим федеральным органом исполнительной власти в недавнем прошлом журналист Евгений Примаков-младший. Ныне он политический и общественный деятель, действительный государственный советник третьего класса. И еще — внук того самого Евгения Максимовича Примакова, председателя правительства Российской Федерации, при Борисе Ельцине, в 1998—1999 годах. А до того — министра иностранных дел, летавшего на переговоры в США, и развернувшего самолет над Атлантикой — из-за разногласий с Америкой по Сербии. Евгений Александрович — такой же пробивной и упорный, как и дед, поработавший среди прочего директором Службы внешней разведки.
Кандидат политических наук, профессор Александр Шатилов считает, что Поклонская человек харизматичный, ее удачный имидж запомнился многим еще с 2014 года:
— С точки зрения мягкой силы, назначить ее на работу в «Россотрудничество» — неплохо для этой организации, поможет развивать партнерство с зарубежными странами. Но вряд ли Поклонская будет плотно заниматься различными сферами деятельности агентства, она скорее имиджевая персона.
Назначение связано с тем, что возникли риски с ее дипломатическим статусом, но при этом она заслуженный человек, ей требовалось найти достойную статусную должность, что и было сделано.
«СП»: — Чем на ваш взгляд «Россотрудничество» отличается от какого-нибудь «Роснано», в которое вкладывают большие бюджетные деньги, а тольку — мало?
— В предыдущие годы деятельность агентства можно было оценить скорее критично, она велась ни шатко, ни валко. Мало делалось для продвижения российских интересов за рубежом с точки зрения поиска партнеров и всего прочего. Но с приходом Евгения Примакова-младшего появились определенные надежды на то, что «Россотрудничество» станет более эффективным, современным и активным.
«СП»: — Вы считаете нам в принципе, возможно, конкурировать с другими мягкими и жесткими силами: с Китаем, эффективность которого обеспечивает миллиард трудолюбивых китайцев, Японией с ее автопромом, электроникой и индустрией анимэ, и наконец, США, в которых расположен Голливуд, в придачу к военным базам по всему миру?
— У нас есть свои конкурентные преимущества. В том числе академическое образование, наука, культура, спорт. Вполне можно использовать эти инструменты. Но ими нужно хотеть пользоваться, проявлять активность, чего раньше, в бытность его руководителем Элеоноры Митрофановой особо не замечалось.
«СП»: — То есть вы считаете, что миссия «Россотрудничества» не безнадежна?
— По крайней мере, определенные надежды есть. Но как они реализуются — покажет время…
Президент назначил экс-депутата послом прошлой осенью. Прошла зима. В «Инстаграме» и «Тик-Токе» Полонская сообщала, что должна вот-вот прибыть на новое место работы. Сначала по ее словам, заминка была связана с «процедурами трудоустройства». Потом она сослалась на «личные обстоятельства».
Не исключено, что были причины, из-за, которых очаровательной крымчанке отсоветовали занимать вакантную должность. Ведь пляж на островах — это, конечно, хорошо, но до них надо еще добраться. А международный скандал из-за обвинений Поклонской Украиной в государственной измене — вполне реален. И дело не только в «политической субъектности Поклонской», а просто весьма рискованно добираться до места работы, допустим рейсами международных авиалиний. Могут и арестовать. Можно, конечно, на нашем военном самолете ее туда довести, или на военном корабле по Средиземному морю и далее через Гибралтарский пролив. Но стоят ли такие военно-транспортные операции полученного дипломатического результата?
Политолог Сергей Марков напомнил, что «Россотрудничество» нужно для того, чтобы в гражданском обществе других стран Россия — воспринималась позитивно:
— Наталья Поклонская известна во многих странах, являясь одновременно символом красоты, стойкости и одним из символов России, ее появление в таком ведомстве как «Россотрудничество» — без сомнения является очень адекватным, соответствующим ситуации.
Кроме того, Наталья Поклонская — выходец из административного аппарата, она была прокурором, она хорошо знает, что такое делопроизводство, совещание, дедлайны. Поэтому она вполне справиться с административной частью этой работы. Другое дело, что у нее маловато опыта взаимодействия с иностранными сообществами. Я думаю, что в этом отношении надо будет ей помочь.
Плюс у нее есть такое качество — резковатость в суждениях и поступках. В рамках существующей государственной машины, ей придется серьезно скорректировать свое поведение. Но это скорее вызов лично ей. Я думаю, что она справится с этим вызовом.
«СП»: Недавно в «Росгвардию» назначили нового зама руководителя и тут же пошли аресты проштрафившихся генералов и полковников. По аналогии с этими событиями, как вы считаете, понадобится ли Наталье Владимировне заняться контролем за расходованием бюджетных средств?
— Вряд ли, это прямая обязанность руководителя, Евгения Примакова. Когда два года назад его назначили руководителем федерального агенства, он первым делом озаботился этим вопросом…
Руководитель федерального агентства, Евгений Примаков и его новый заместитель Наталья Поклонская — люди одного поколения, Евгений Александрович лишь на четыре года старше. Они вполне могут найти общий язык по всем вопросам. Но конфликт интересов нельзя полностью исключить.
Сможет ли Наталья Владимировна найти ответы, на непростые вопросы, поставленные перед организацией, при условии, что по ее словам «готова продолжать работу на любой должности, где будет полезна государству»? Вопрос непростой.
Политолог, специалист по Германии Тимофей Борисов признался, что в этой европейской стране «Россотрудничество» вообще не воспринимается:
— А ведь русские немцы, которые туда переехали в массовом количестве — это наша база, с которой надо работать. Их переехало туда два с половиной миллиона, сейчас стало еще больше, поскольку появились дети. Они, как правило, хорошо говорят по-русски, живут компактно. Но с ними абсолютно никто не работает.
Лет пять назад случился показательный скандал с якобы изнасилованием русскуой девочки мигрантами. Потом оказалось, что она соврала. Но русские немцы — успели устроить массовые стихийные демонстрации, впервые организовавшись. Власти отреагировали бурно, пытались найти «руку Кремля», руководящую и направляющую деятельность «Россотрудничества». Ничего не нашли — оно никак не работало с нашими бывшими соотечественниками. Хотя пример это негативный, но он показал, что нашего гуманитарного присутствия в Германии попросту нет.
Я весьма критически отношусь к этой организации, со времен прежнего руководства. На мой взгляд, это была кормушка. Может быть, там и были какие-то проекты, но по большей части они оставались на бумаге. Ничего не происходило.
«СП»: — А «няшного прокурора», как ее называли, немцы знают?
— Только по тем репортажам, которые снимали в 2014 году. Те, кто интересовался крымской темой, в основном наши бывшие соотечественники — Поклонскую знают и помнят. А те, кто не интересовался, коренные немцы конечно, ничего о ней не знают.