Воображаемое российское военное вторжение на Украину всё больше и больше напоминает другое вторжение — марсианское из фантастического романа писателя Герберта Уэллса. Оно «происходило» аж несколько раз. Впервые — в книге, а потом в радио-постановках и на киноэкране. Тоже было много истерики и пустых страхов.
И вот, как сообщает украинский портал «Focus», советник министра внутренних дел «незалежной» Антон Геращенко призвал вручить Нобелевскую премию мира президентам США и Украины, Джо Байдену и Владимиру Зеленскому. Нельзя обидеть также британца Бориса Джонсона и француза Эммануэля Макрона. Геращенко считает, что они сообща «не допустили» прямое масштабное вторжение России на украинскую территорию, уберегли Европу от «второй мировой холодной войны».
Политолог Дмитрий Абзалов считает, что это просто попытка забытого политика, о котором несколько месяцев никто не вспоминал, получить немного хайпа:
— Номинировать Джозефа Байдена после событий в Афганистане — весьма сомнительно, хотя в США его уже называли «новым Джимми Картером», сравнивая с 39-м президентом США, лауреатом Нобелевской премии мира. Премировать человека, не выполнившего обязательств по достижению мира, как он того обещал, — весьма странно.
Если бы европейские политики выполнили свои обязательства, то можно было бы дать премию всем гарантам Минских соглашений. Но сомневаюсь, что в ближайшее время кто-нибудь возьмётся эти соглашения реализовывать.
«СП»: — Любопытно, что украинский советник деликатно говорит не о предотвращении Третьей мировой, а всего лишь о «второй мировой холодной войне», которая в реальности идёт полным ходом.
— Вопрос заключается не в этом. Происходит обострение в Сирии, Западной Сахаре. А ведь никого из политиков это не волнует. В своё время голосовали за вторжение в Йемен, территория которого вдоль и поперёк, закидана ракетами средней дальности. Индия и Пакистан реально воюют на своей границе. Недавно произошли события у нас под боком — в Карабахе. В целом интенсивность вооруженных конфликтов увеличилась в разы. Ситуация, когда направляют восемь тысяч военнослужащих в Восточную Европу, — не успокаивает этот регион.
Уже были странные примеры вручения Нобелевской премии мира. Ясир Арафат и Шимон Перес её получили за подписание израиле-палестинских договоренностей. Потом там случилось несколько арабских восстаний-интифад, и сейчас вопрос между Израилем и Палестиной не решён, от слова вообще.
Что с того, что президент Барак Обама получил свою Премию мира так сказать авансом — стабильности во всём мире это не принесло. Вспомним боевые действия в Курдистане, названные «Оливковая ветвь» — военная операция вооружённых сил Турции и протурецких вооружённых формирований сирийской оппозиции на севере Сирии.
Нобелевку давали хирургу из Конго, затем за урегулирование межгосударственного конфликта в районе Африканского Рога, между Эфиопией с соседней Эритреей. Давали по итогом арабской весны в Тунисе с их «жасминовой революцией». Что любопытно, ни одна премия не была потом дезавуирована, хотя часто толку после вручения наблюдалось маловато.
Лучше эту премию вручать не политикам, а общественным деятелям. Можно вспомнить несколько примеров, когда за вручение премии лауреаты ещё и сами пострадали. Или вообще лучше никому не давать, если по итогам вручения — ситуация только ухудшается…
В общем, все это одна непрерывная «большая игра». Причём Геращенко так это и называет. И нельзя сказать, что советник вообще ничего не соображает. Сам пишет, что в Крыму более 70% населения — русскоязычные. Но он пытается противопоставить ситуацию на полуострове и в Центральной Украине, где, по его мнению, возможно движение сопротивления. Дескать, украинская армия и Нацгвардия будут «стрелять в оккупантов не раздумывая». Отчего бы не пострелять в воображаемой войне!
Но его собственные читатели умнее. Один из них прямо пишет, что каждое такое заявление о вторжении, намеченном на определённое число и не состоявшееся «благодаря беспрецедентному объединению Запада», попросту увеличивает цифру счёта, который будет предъявлен Украине тем самым Западом!
Говорят, что вторжение, намеченное на середину февраля, не состоялось только благодаря объединению, давшему понять России, что, напав на Украину, она начнёт новую мировую войну. А Украина, дескать, получила последний шанс, чтобы сохранить свою государственность, которую у неё даже при Никите Хрущёве никто не отнимал.
На самом деле захват Киева, контроль 2/3 территории Украины после полномасштабного вторжения — просто враки, или, как сейчас говорят — «фейки», из разряда «пробирок с белым порошком» в руках госсекретаря Пауэлла. Американская разведка получала и не такие «убедительные доказательства». Учения на территории России и Белоруссии проходят каждый год и не свидетельствуют о возможном нападении нашей страны на Украину.
Не планировалось никаких массированных ударов авиации по городам. И даже по центрам военного управления, по склады боеприпасов и военной техники удары ракетами вряд ли планировались. В реальности — одна лишь пропагандистская кампания стран Запада.
Политолог, член Совета по межнациональным отношениям при президенте России Богдан Безпалько считает, что налицо явный подхалимаж:
— Это напоминает старую советскую пьесу драматурга Евгения Шварца «Голый король», в которой один из персонажей, первый министр, говорит королю: «Я, Ваше величество, привык резать правду матку и скажу откровенно, по-стариковски, даже если это вам не понравится, вы — великий человек!»
Как номинировать Зеленского на Нобелевскую премию мира, если во время его президентства непрерывно идёт война? За время его «каденции» людей погибло больше, чем за время президентства Порошенко. Как можно такому человеку давать премию?
Он бы мог её заслужить, если бы, после того, как стал президентом — обманув доверие 72% населения — действительно закончил войну, отвёл войска. Перевёл конфликт в политическую плоскость, чтобы депутаты сражались между собой на словах, а не с помощью пушек. Тогда действительно можно вручить ему премию. Я бы и сам подписался, сказал: «Молодец, прекратил кровопролитие!»
Если бы он перевёл ситуацию в Донбассе в переговорное русло, то процесс мог бы длиться годами, пусть даже десятилетиями, но в любом случае, человеческие, детские жизни были бы спасены. Во время переговоров когда-нибудь и до компромисса можно договориться. А за что ему сейчас давать премию?
Что касается других политиков, то, например, Эммануэль Макрон — тяжеловес европейской политики — на мой взгляд, тоже премию совсем не заслужил. Он не оказал давление на Зеленского по исполнению Минских соглашений. У него своих проблем внутри Франции хватает. Я напомню, что за всё время протестов «жёлтых жилетов» уже погибли десятки человек. Это тоже не совсем смотрится в качестве положительных итогов правления политика, номинанта на премию. Если у тебя в своей стране нет мира, как ты можешь устанавливать мир в других странах?
И Джо Байден продолжает политику своих предшественников — американские войска по-прежнему находятся во многих регионах мира. В его президентство американцы покинули, а по оценкам некоторых экспертов — позорно бежали из Афганистана. Это может и стоит поставить ему в заслугу, но я не уверен, что это — следствие политики самого Джо Байдена. Может, это было неизбежно.
Конечно, он тоже принимал решения в том, чтобы выводить войска. Но перед президентом Байденом можно поставить массу вопросов: «А почему не озаботился спасением своих союзников в Афганистане?» Почему бросил афганцев, которые служили верой и правдой американским войскам в течение двадцати лет? Многие из них оказались обречены на уничтожение, мы видели показательные казни. Хотя их оказалось значительно меньше, чем мы представляли после захвата Кабула.
«СП»: — Сейчас ведь Нобелевская премия мира скорее награда за благие пожелания, чем за результат.
— Раньше и Нобелевская премия в области литературы и Премия мира — были гораздо честнее. Сейчас она выродились в политический инструмент. Но конечно и сейчас можно найти достойного кандидата: из каких-то благотворительных организаций, организаций, занимающихся помощью пострадавшим от конфликтов. Причём это могут быть не самые нашумевшие конфликты. Мало кто сейчас знает, что из-за конфликта между Марокко и Фронтом Полисарио значительная часть территории, которая называется Западная Сахара, остаётся заминированной.
Словом, я хотел бы сказать, что помимо всех этих политиков, которым так подхалимствует господин Геращенко, существует масса достойных людей, которые широкой публике не известны, но которые весьма достойны. Если не номинации на Нобелевскую премию, то хотя бы просто быть отмеченными за свою деятельность…