Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Политика / Регионы
20 февраля 2022 17:16

Родину Шойгу привяжут к России железной дорогой, а Эрдогану — шиш

В Туве поборют потенциальный сепаратизм угольными деньгами

11561
Родину Шойгу привяжут к России железной дорогой, а Эрдогану - шиш
Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС
Материал комментируют:

Вице-премьер Виктория Абрамченко поручила Минтрансу и Минфину проработать условия и сроки строительства железной дороги Элегест — Кызыл — Курагино. Ветка длиной в 400 километров свяжет Республику Тува с Красноярским краем и, вероятно, способствует более тесной интеграции этого некогда независимого тюркского региона в Россию.

О необходимости такой интеграции можно судить по тому факту, что на Туву — одну из десяти «автономных тюркских республик» России зарится пантюркист Реджеп Тайип Эрдоган. Наряду с Татарстаном, Башкирией, Чувашией, Якутией, Алтаем, Кабардино-Балкарией, Дагестаном, Хакасией и Карачаево-Черкесией разжигает в Туве заклятый «союзник» Москвы тюркский национализм.

Но если богатые регионы-доноры вроде Татарстана или Башкирии сманить из России трудно, то Туву — одну из самых бедных республик, можно попробовать. Вице-премьер Татьяна Голикова однажды говорила о 41,5% тувинцев с доходом ниже прожиточного минимума, упоминая при этом беспрецедентную детскую бедность (детей в республике — больше трети от общего населения).

Читайте также

Население Тувы может страдать и от невнимания центра. В Туве вообще нет железной дороги. Проект обсуждался с 2002 года, в 2011-м строительство было начато (Владимир Путин, который был тогда премьер-министром, лично забил первый «костыль»), построили 1 километр путей около Кызыла, после чего проект заморозили из-за экономического кризиса. Обойдетесь, мол.

Сейчас проработка возобновления строительства проходит совместно с инвестором в тувинское Элегестское месторождение угля Русланом Байсаровым. Это, видимо, должно поддержать регион экономически. В 2022 году Путин согласовал гарантии на вывоз из Тувы на экспорт 0,4 млн тонн угля в год. А уголь сейчас в цене. Но везти его до ближайшей ж/д станции приходится самосвалами.

Запасы Элегестского угольного месторождения оцениваются в 776 млн тонн коксующегося угля (он дороже энергетического). Объем грузоперевозок по новой ветке составит 15 млн тонн в год. Благодаря дороге в регионе может появиться до 10 тысяч новых рабочих мест. Строительство самой железнодорожной ветки в 2017 году оценивалось примерно в 126,6 млрд рублей.

Не исключено, что новую ветку в перспективе продлят до Монголии, с которой граничит Тува. Там есть железная дорога, которая ведет в Китай. Таким образом, может получиться сквозной железнодорожный коридор из Красноярского края через Туву в Монголию и Китай. По нему в Поднебесную можно будет возить уголь не только из Тувы, но и, например, из Кузбасса.

Фактически Москва (назло Эрдогану?) запускает в Туве программу «угольные доходы в обмен на лояльность». Вполне разумный шаг федерального центра. Вот только получится ли?

Гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев оценивает перспективы проекта скептически.

— Вся эта история началась еще в 1943 году, когда показалось, что в Туве есть залежи урана. Именно тогда Тува из самостоятельного государства превратилась в автономную республику в составе РСФСР. А потом оказалось, что урана нужного качества или в нужном количестве там нет.

После того как урановая программа повисла в воздухе стали думать, что с этой территорией теперь делать. Потому что тувинцам всё это не сильно нужно. Они живут традиционным образом жизни и их это вполне устраивает. Понятно, что богатая Тува лучше, чем бедная. Вопрос, как этого достичь.

Читайте также

«СП»: — Федеральный центр решил сделать это через развитие инфраструктуры…

— Сама дорога, как инфраструктура очень важна. Тува — это горная котловина. Автомобильная дорога там есть. Но чтобы построить там ещё и железную дорогу предстоит затратить много усилий. Это обойдётся очень недёшево и потребует много времени. И по этой дороге надо что-то возить.

«СП»: — Судя по всему, реанимация проекта объясняется возросшим интересом к тувинским месторождениям угля…

— Такой интерес не очень понятен, потому что в России 50 процентов мировых запасов угля. Главная наша проблема — вывоз этого угля. Мощности Транссиба не хватает вывозить то, что уже добывается в других регионах. После строительства ветки в Туву потребуется ещё и модернизация Транссиба.

«СП»: — Видимо, всем этим придётся заниматься. Иначе пантюркистские планы Анкары могут показаться тувинцам более привлекательными, чем равнодушие Москвы…

— В турецком списке наших территорий не только Тува, но и, например, Якутия. ТЮРКСОЙ — совет министров культуры тюркоязычных государств в Якутии присутствует официально («СП» писала о том, что вслед за интересом Анкары к Якутии наступит черед родины Шойгу — авт.). Проблемы есть везде. Но для Турции притянуть Туву — очень тяжёлая задача. Там тяжёлый климат. Дороги свободны всего несколько месяцев в году. Остальное время холодно, перевалы засыпает снегом. В отличие от Горного Алтая, где есть дороги в разные стороны, в Туве дорога всего одна.

Ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН, этносоциолог Зоя Анайбан предполагает, что тувинцы не очень-то захотят превращения своей республики в промышленный регион.

— На мой взгляд, исходя из социально-экономической и промышленной ситуации в Туве строительство железной дороги нецелесообразно. Оно не оправдает надежд. Для такой дороги нужен регулярный грузопоток. Мне кажется, с этим будут проблемы. Рассчитывать на большой поток пассажиров тоже не приходится. Республика небольшая (население Тувы 322 тысячи человек — авт.) Тувинцы отличаются компактностью расселения и постоянного миграционного движения не будет.

«СП»: — А как вам идея возить уголь в Китай? Это, наверное, даст тувинцам дополнительные рабочие места…

— В этом есть некоторая целесообразность. Но могут быть и проблемы. Очень важно учитывать национальный характер. Тувинцы чуть ли не генетически предрасположены не к работе в промышленности, а к традиционным занятиям. Например, к скотоводству.

Характерный пример: в начале 1990-х, когда в республике была сильная межнациональная напряжённость, произошёл очень большой отток русского населения. Однако, на освободившиеся рабочие места на крупнейших местных комбинатах «Тувакобальте» и «Туваасбесте» тувинцы работать не захотели. Это не от лени, а именно от тяготения к определенному образу жизни и труда.

Читайте также

«СП»: — Самый, пожалуй, известный в России тувинец — Сергей Шойгу — вкалывает на страну будь здоров…

— У него отец тувинец, а мама русская. Кстати, сейчас межнациональная напряженность в Туве сошла на нет. Отношения стали ровные, толерантные.

По мнению генерального директора Института конъюнктуры рынка угля Александра Ковальчука, дорогостоящие вложения в Туве в расчёте на высокие цены на уголь могут не окупиться.

— Прежде чем вывозить уголь с тувинских месторождений нужно построить там соответствующее предприятие — его пока нет. Кроме того, география Тувы сложная, горная, просто так дорогу там не построишь. Поэтому нужны очень выверенные расчёты экономики такого проекта.

«СП»: — А как вам идея напрямую вывозить уголь в Китай через Монголию?

— У Монголии свои проблемы с поставками угля в Китай. У них железная дорога одна и не справляется — автомобильным транспортом возят. Пока построят ветку из Тувы, потребности Китая в угле могут уменьшиться. Как и всей Юго-Восточной Азии. Там, как и везде в мире, есть тенденция к переходу на безуглеродную энергетику. Ориентироваться на долгий ценовой бум на уголь опасно.

Последние новости
Цитаты
Юрий Афонин

Заместитель председателя ЦК КПРФ, депутат Государственной Думы

Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Сергей Ищенко

Военный обозреватель

СП-Видео
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня