Между тем и между этим — Россия становится всё «единее и единее». Государственная дума приняла закон, который обязательно вызвал бы общественный «звук», однако нынче утонул в рёве иных событий. Конституционное большинство нижней палаты было, естественно и поголовно «за» (338), остальные фракции — «против» (82), но какое это имеет значение. На всё про всё понадобилось мало: 26 января — первое чтение, 10 марта — второе, 11 марта — третье.
Почему внимание к датам? Потому что сперва предлагалось внести изменения лишь в один прежний закон «Об основных гарантиях избирательных прав». Но ко второму чтению на Охотном ряду разохотились и поправили сразу четыре, в том числе о выборах президента России, выборах депутатов Госдумы и политических партиях. Пользуясь случаем и под «шумок», так сказать.
Из самого главного — Дистанционное электронное голосование (ДЭГ) распространяется на все выборы, значит прежние «эксперименты» признаны удачными. Граждане РФ будут использовать «информационные системы, соответствующие требованиям Центризбиркома». Отдать голос через Интернет предлагается и стационарно, и по «специальному мобильному приложению».
Всё верно, в лихолетье никаких вам «открытых кодов» для любопытной общественности, «расшифровки», да и сам великий «блокчейн» потеряет величие — его сила, как раз, в массовой децентрализации, когда данные широко разбросаны по крупицам. А сконцентрировав 51% мощностей (знаменитая «атака 51»), допустим в конкретном регионе, допустим, на референдуме, вполне реально доминировать, переписав «неправильные» блоки. Дорого? Ну, это смотря какая «цена основного вопроса».
Впрочем, необязательно заморачиваться подобными сложностями, существуют и другие пути-дорожки, не зря ведь во многих «отсталых» европейских странах не спешат с внедрением ДЭГ по ряду причин: от нарушения принципа личного голосования (трудно определить, кто именно проголосовал) и технического несовершенства, вплоть до «непрозрачного аудита», чреватого «сознательным искажением» результатов. Впрочем, это у них там, здесь-то совсем другое дело, особенно сейчас, при сплочении в «единую Россию». Народ верит тем, которые ни разу его не обманывали.
Следующая полезная новинка, касается структуры избирательных комиссий. В окружных, территориальных и участковых упраздняются представители с «совещательным голосом», сей атавизм сохранится лишь на уровне Центризбиркома и субъектов Федерации. Зато партии смогут отправить на участок не двух, как прежде, а целых трёх наблюдателей.
Казалось бы, ура? «То на то»? Видите ли: члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса тоже «наблюдали», но кроме того у них был доступ ко всем документам и хоть какое-то влияние на подсчёт. А ещё их нельзя было удалить, в отличие от «простого наблюдателя», который, например, пришёл без маски. Или без ласт.
Меняется и требование к численности избирателей — не более 3 тысяч человек на участок. В новой реальности в городах федерального значения и областных центрах допускается «укрупнение». Под благовидным предлогом «экономии» на «избирательном процессе». Больше народу — меньше кислороду «контролёрам», особенно там, где кучкуются разные подозрительные личности, то есть в городах «федерального значения и областных центрах». Вот сколько злыдни способны «вбросить» при «списочном составе» в 3 тысячи избирателей? А при «списочном составе» в 10 тысяч? (кстати, «верхняя планка» не ограничена — и 20 тысяч, и 30 тысяч).
О «злыднях» — подробнее. Ясно же, что оные сплошь «экстремисты и иностранные агенты». Улизнуть не получится, Минюст всех подберёт! В единый реестр сведений «о физических лицах, выполняющих функции иностранного агента либо аффилированных с выполняющими функции иностранного агента». На всякий случай поясню, «аффилированный», чтобы это теперь ни значило, по-русски — «связанный». Вникать в узелки, особенно при «обратном воздействии задним числом» никто особо не станет — связался младенец с чёртом, тем хуже для младенца.
Пока хватит. И конкретно про этот закон, и вообще. Ведь ранее «принялось» много чего, даже и до знаменитых поправок в Конституцию. Поэтому «достаточно» во всех смыслах. По совокупности мер и правил, чисто «обеспечительски» и технически (ДЭГ — это очень славно) «транзит 2024» уже состоялся. Причём, успешно. Если не вмешаются обстоятельства «непреодолимой силы».