Премьер-министр Японии Фумио Кисида, выступая на слушаниях в своем парламентском комитете, заявил, что ситуация на Украине и действия России указывают на необходимость реформирования Совета безопасности ООН.
Кисидо-сан назвал поведение нашей страны ничем иным, как «буйством». Оно, по мнению японского политика, не к лицу постоянному члену Совета безопасности ООН. А значит, необходимо организовать «новый мировой порядок». Вот только когда кто-нибудь вспоминает про «новый мировой порядок», другие невольно вздрагивают.
Не про теневое ли правительство, состоящее из мировой элиты идет речь? Не начался ли очередной этап глобализации? Опять хотят управлять всем миром через такого рода подставных «кисид»?
Руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов спешит успокоить — заявление Кисиды лежит в общем русле западной оценки ситуации на Украине:
— В Японии началась мощная антироссийская кампания, развязанная на всех уровнях, во всех сферах, в том числе в различных общественных организациях, появляются добровольцы, оказывается помощь Украине. Естественно приняты очередные санкции по отношению к России.
Я думаю, что Япония старается «бежать впереди паровоза». Ей хочется громко заявить о себе в связи с тем, что она стремится занять свою нишу на международной арене, привести в соответствие свое политическое влияние с экономической мощью. Опять же, нужно оглядываться на Вашингтон — «старшего брата», «патрона», — чтобы он не сомневался в верности «вассала».
Кроме того, Япония боится, что в связи с ситуацией на Украине, пример России повлияет на Китай. И он попытается отобрать силой у Японии острова Сенкаку (по-китайски Дяоюйдао) в Восточно-Китайском море. Плюс присоединит Тайвань — а Тайваньский пролив напрямую связывается с безопасностью Японии.
Еще есть фактор двусторонних российско-японских отношений. В Японии в период, предшествующий украинским событиям, переговоры о «мирном договоре» фактически зашли в тупик. Японцы пришли к выводу, что в обозримом будущем надеяться на получение обратно спорных островов — их «северных территорий» или наших Южных Курил — не приходится. Это развязало японцам руки — можно без особой оглядки действовать в антироссийском ключе. Это предыдущий премьер-министр Синдзо Абэ пытался расположить к себе президента Владимира Путина экономическими посулами. Как пишут на Западе, «ухаживал за Путиным».
Ну и, конечно, заветная мечта Японии — попасть в Совет Безопасности ООН, поскольку с момента окончания Второй Мировой войны там многое изменилось, даже устарело. Есть мощные державы, которые СБ ООН не входят. Это, например, Индия и Япония. Они туда хотят войти, причем на основе постоянных членов.
«СП»: В этом желании есть свой резон. Япония страна развитая, она прилежно оплачивает свое членство в ООН. Напомним, что главный спонсор организации — США — платит в бюджет ООН 678 миллионов долларов, и это 22% от всего бюджета. Китай платит 370 миллионов долларов или 12%, а Япония — 264 миллиона 8,6%. Далее следуют Германия — 6%, Великобритания — 4,6%, Франция — 4,427%, Италия 3%, Бразилия 3%, Канада 3%, а Россия только на десятом месте с 2% взносов.
— Одно время Япония была даже на втором месте по своим взносам в ООН. Это делается с дальним прицелом, чтобы войти в Совет Безопасности.
«СП»: — То есть, с одной стороны, Япония — страна развитая, оплачивает свое членство в ООН. Но с другой стороны — несамостоятельная, там расположено четыре военные базы США, которые содержит японское государство. Недавно наш МИД внес Японию в список недружественных стран. А не лучше ли внести ее в список «оккупированных»?
— Нет, не соглашусь, конечно Япония не является оккупированной страной. Оккупация фактически давно закончилась. Да, в Японии находится самое большое количество вооруженных сил Соединенных Штатов за рубежом. Япония является опорой США в военной политике. Но оккупация была лишь в первые годы после Второй Мировой, когда американцы диктовали японцам что делать, придумали им конституцию и так далее.
Сейчас Япония фактически не оккупированная, но однозначно идет в фарватере Вашингтона. Я не думаю, что уместен термин «Список оккупированных стран». Это слишком сильно сказано, другое определение. Хотя японцы конечно слушаются Вашингтон всегда и во всем. И в ООН постоянно голосуют как американцы…
Конечно Япония давно считает, что использование «права вето» должно находиться под максимальным самоконтролем. Вместе со странами, позитивно расположенными к реформам, японцы намерены «продолжать усилия для реформирования» Совета безопасности в частности и ООН в целом.
Вряд ли это реформирование пойдет на пользу России. Ведь Япония вошла в теперь уже довольно длинный список недоброжелателей России. Раньше, когда этот список только появился, в нем числились только США и Чехия. И вот — уже Япония на 48 месте. С одной стороны, много, но с другой, в ООН входят всего 193 государства. А, например, Ватикан, Палестина, тот же Тайвань, а также Абхазия, Южная Осетия, Косово, Северный Кипр, ДНР с ЛНР — туда вообще не входят, и ничего. Как-то живут, причем, очень по-разному.
Старший научный сотрудник Центра японских исследований ИДВ РАН Олег Казаков напоминает, что переформатирование Организации объединенных наций — заветная мечта японских политиков:
— Поскольку финансовый вклад США и Японии в бюджет ООН достаточно высок, они считают, что кто вносит вклад — тот и должен управлять этой организацией. В последнее время, учитывая политическую ситуацию на международной арене, Япония все больше сближается с США, вырабатывая единую политику. Вот и в данном случае эта страна продолжает это делать, нацеливаясь на реформирование ООН. Их заявленная цель — поднять статус этой организации, подведя определенную черту под Второй Мировой. Ведь ООН — наследие Второй Мировой войны. Решения, имеющие ключевое значение — по-прежнему принимают страны, победившие в той войне.
А Япония всегда была противницей того, чтобы считать себя побежденной страной. После войны японцы стали активно наращивать экономическую мощь. Страна действительно достигла больших успехов. В определенный момент она стала второй державой в мире. Естественно японцы стремятся занять одно из ключевых мест в решении мировых проблем.
И при этом в Японии действует так называемая «мирная статья конституции». У японцев есть моральные основания считать, что их страна должна играть более важную роль на международной арене.
«СП»: — Но вряд ли японцы в ООН проголосуют в каком-то вопросе против Америки. Или такое теоретически возможно?
— Основном тренд заключается в том, что Япония будет действовать так, как действует «Большая семерка», включая естественно США. Фактически сейчас Япония апеллирует к G7 во многих вопросах. Я думаю у них будет определенный консенсус по ключевым вопросам мировой политики. Япония и США выступают единым фронтом.
«СП»: — Напомним, что Япония — монархия. В этом государстве есть такой архаичный институт как император, который царствует, но не правит. Но само его наличие дает повод поговорить о неких пережитках прошлого, таких понятиях как «сеньор», «вассал», а также «раб». В 1990-е годы у нас в России частенько говорили, что в стране до 1861 года было «рабство», в смысле крепостное право и повсюду мнились его «пережитки». В частности, сетовали, что от этого у нас «рабская психология». Вспоминая все это, можно сказать, что — по крайней мере у нынешних японских политиков — психология «политических рабов» Америки.
— Япония является независимой страной, которая… очень сильно зависит от Америки в части своей безопасности. Это вынужденное положение — из-за угроз, исходящих от Китая и Северной Кореи. Если бы не это, настроение японской общественности достаточно негативное к присутствию американцев на их территории. Но Япония вынуждена мирится с этим присутствием. И даже пытается его усиливать из-за внешних угроз.