Президент Польши Анджей Дуда 24 марта на внеочередном саммите НАТО в Брюсселе намерен официально предложить ввести на Украину «миротворцев» альянса. Об этом со ссылкой на источники в Минобороны сообщают польские СМИ.
Как следует из инсайдерской информации, военное ведомство Польши интенсивно работает над проектом, согласно которому «миротворческий контингент» должен состоять из 10 тысяч военнослужащих стран НАТО. Также утверждается, что свое согласие на участие в миссии полякам уже дали Дания и Литва.
У американского руководства позиция в этом плане своеобразная. В Белом доме вроде бы дистанцировались от польского проекта, заявив, что США участвовать в нем не будут. При этом косвенно Джо Байден дал добро на его реализацию, с оговоркой, что возражать Вашингтон не будет, если другие страны захотят это сделать.
Вопрос, готов ли президент США это еще раз озвучить уже перед всеми членами альянса в Брюсселе?
Как воспримут польскую инициативу в блоке, тоже пока неясно. Открыто против нее на данный момент выступила лишь Венгрия. Там напомнили, что участие в военных действиях за пределами стран НАТО не входит в обязанности альянса.
Идея направить на Украину натовских «миротворцев» принадлежит, на самом деле, Ярославу Качиньскому — вице-премьеру по вопросам безопасности и главе правящей партии Польши «Право и справедливость». В его трактовке, миссия «будет служить миру, несению гуманитарной помощи, но также будет защищена соответствующими силами, вооруженными силами». И нужно для этого якобы только согласие президента и правительства Украины.
Звучит, конечно, красиво — «Служить миру». Однако нетрудно догадаться, что за этим пафосом скрываются исключительно меркантильные интересы самой Варшавы.
По мнению главы МИД России Сергея Лаврова, поляками, прежде всего, движет желание взять «под контроль Западную Украину, во главе со Львовом». В этом, по его мнению, заключается план с миротворцами.
Он также предупредил о последствиях подобных необдуманных действий.
«Надеюсь, они понимают, о чем ведут речь. Это будет то самое прямое столкновение российских и натовских вооруженных сил, которого все не то что хотели избежать, а говорили, что его не должно состояться в принципе», — сказал министр.
В Кремле идею Польши тоже оценили.
По словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, «это было бы весьма опрометчивым и крайне опасным решением», которое «может привести к вполне понятным, трудно исправимым последствиям».
Прокомментировать ситуацию «СП» попросила военного аналитика Института стран СНГ Владимира Евсеева:
— Интересы Варшавы совершенно понятны. Ввести «миротворцев» НАТО на территорию четырех украинских областей — Львовскую, Ивано-Франковскую, Тернопольскую и Черновицкую, а потом де-факто присоединить эти земли к Польше. Какие здесь могут быть интересы у Литвы, мне сказать сложно. Разве что, это как-то отражает их бывшее участие в одном с поляками государстве, которое называлось Речь Посполитая.
Я не думаю, что НАТО может дать добро на участие в операции в рамках коалиции. Остатки какого-то здравого смысла там еще остаются. Если же отдельные государства начнут вводить войска на территорию Украины, то тогда речь уже пойдет о разделе Украины.
«СП»: — Было объявлено, что все будет делаться исключительно «ради мира» и с «гуманитарными целями»…
— Декларировать можно что угодно. Но если они вводят войска на Украину, они, тем самым, фактически ее оккупируют. Причем, это те самые территории, которые раньше Польше принадлежали.
То есть, в этом случае с России должны быть сняты все санкции. Или же санкции следует ввести против Польши и тех государств, которые в этом участвуют.
Но, самое главное, польские военнослужащие должны очень серьезно подумать о последствиях такого рода шага. Потому что фактически это сражение НАТО с Россией.
Западные территории уже сейчас используется как тыловая база ВСУ и украинских националистов. Поэтому Россия, следуя целям демилитаризации, оставляет за собой право нанесения ударов по всем объектам, которые используются против нее.
И полякам нужно хорошо подумать о том, сколько людей у них может погибнуть в случае боестолкновения с вооруженными силами РФ. Учитывая, что никаких бесполетных зон Россия на этой территории создавать не позволит.
То есть, эти натовские войска будут чрезвычайно уязвимы для нанесения воздушных ударов. И рассматривать их наше военное руководство будет не как миротворцев, а как наемников. О чем ранее заявлено было официально.
«СП»: — Насколько вообще подобные «миссии» соответствуют нормам международного права?
— Никак не соответствуют. Такого рода «миротворцы» являются нелегитимными. Официально санкцию на введение миротворцев может дать только Совет безопасности ООН. Он такого рода санкции не даст.
Политолог Александр Асафов, в свою очередь, полагает, что предложением Польши стоит Вашингтон:
— Польша, это прокси Соединенных Штатов в Европе. И то, что американцы не могут озвучить напрямую, делает Польша. Или — в радикальных случаях — страны Балтии.
Конечно, «миротворцы» НАТО, это американское предложение, которое моделирует собой определенную стратегию — попробовать воевать с Россией «до последнего польского, датского или еще какого-нибудь солдата», не задействуя собственные силы, не вступая в открытую конфронтацию.
Это такой способ просчитать возможность неполучения ответа, в том числе силами ядерного сдерживания. Поскольку «это — не мы», не американский контингент, это все Польша. Или датчане.
Тем не менее, я не думаю, что все это реально. Поскольку не только в Белом доме, но и в брюссельской штаб-квартире НАТО прекрасно понимают, что последует за вмешательством кого-нибудь в спецоперацию России на украинских территориях. Наш президент на этот счет ясно сказал, что «любое стороннее вмешательство будет жестко пресечено».
Скорее, это очередная «фигура» для давления на нашу страну, для создания каких-то новых обстоятельств, чтобы заблокировать в очередной раз переговоры. Или же дать еще какую-нибудь нереализуемую надежду Украине и Зеленскому лично. Но я уверен, что инициатива эта не будет поддержана.
«СП»: — А какой, по-вашему, интерес у поляков? Раз они все это озвучивают, значит, рассчитывают на что-то. На Львов?
— Думаю, что Польша не испытывает подобных амбиций. Понимают, что если они получат Львов, то им придется вспомнить про немецкие города Данциг и Бреслау. Соответственно, Гданьск и Вроцлав. И, конечно, тогда возникнет такой же вопрос по Чехии.
То есть, это может пойти как снежный ком. Поэтому они этих амбиций не испытывают и рассчитывают на реституции.
Но главное, поляки надеются, что, когда Россия будет выдавлена с европейского рынка углеводородов, они заменят Германию, и станут основным хабом американского СПГ в Европе. Это их золотая мечта. Вовсе не вопрос западных земель, а вопрос надежды польской экономики в будущем.