Польша обеспокоена событиями, которые происходят на Украине. Успех спецоперации России позиционируется как резкое повышение рисков Польши, пишет «Взгляд».
Издание приводит слова бывшего министра обороны Польши Богдана Клиха, который считает, что Украина была своего рода буфером безопасности для его страны.
«В случае успеха Кремля количество враждебных границ Польши может увеличиться с одной до трех: Россия, Беларусь и Украина. Опасность выхода конфликта на восточный фланг НАТО реальна. Мы должны устранить эти риски безопасности сейчас», — также убежден бывший военный атташе посольства США в Варшаве Рэй Войчек.
Для устранения этих рисков Варшава начинает масштабную реформу своих вооруженных сил. 18 марта президент Дуда подписал закон о защите отечества, подразумевающий резкое увеличение размеров польской армии.
В частности, он предполагает резкое увеличение финансирования армии. «Ситуация на востоке требует увеличения расходов на оборону. 3% ВВП в следующем году становятся реальностью. Кроме того, появляется новый механизм финансирования, такой как Фонд модернизации вооруженных сил. Все это даст очень ощутимый рост расходов, по нашим оценкам, это будет дополнительно 20 млрд злотых (почти 4,8 млрд долларов — ред.)», — заявил замминистра обороны Польши Войцех Скуркевич.
Сообщается также, что ожидается рост материально-технической базы. Так в 2019 году польские власти подписали соглашение о поставке в их страну ракетно-артиллерийских комплексов HIMARS с дальностью до 300 км, а в 2020 году — о покупке американских самолетов F-35. Идут переговоры о продаже Польше американских танков «Абрамс» в количестве 250 штук. Кроме того, в 2022 году на вооружение польской армии должны поступить американские ЗРК «Пэтриот», а также турецкие БПЛА «Байрактар».
Как это понимать? Они к войне готовятся? С кем? С нами? В связи с недавними претензиями на Калининградскую область и намерения ввести миротворцев на Украину, это предположение уже не шокирует…
По словам доцента факультета международных отношений, политологии и зарубежного регионоведения РГГУ Вадима Трухачёва, тот факт, что Польша собирается довести численность армии до 300 тысяч и ещё в пару раз больше — резерв, говорит о том, что она собирается в будущем воевать с Россией.
— А пока просто пытается выглядеть как главная сухопутная военная сила в Европе.
«СП»: — Деньги где возьмут? ЕС или США дадут? 4,8 млрд это много для Польши?
— Деньги думают взять и у США, и у ЕС. Деньги средние — но наверняка последует увеличение суммы. Раз Польша не может стать высокотехнологичной державой — будет работать грубой силой.
«СП»: — По-вашему, спецоперация на Украине только предлог? Они давно этого хотели?
— Да, они давно этого хотели. У них в планах — военное присутствие в большом треугольнике Грузия — Эстония — Словения. На Украине и в Белоруссии, откуда они думают выдавить Россию (лучше без войны) — в том числе.
«СП»: — По словам бывшего министра обороны Польши Богдана Клиха, Украина была своего рода буфером безопасности для его страны, а в случае успеха Кремля количество враждебных границ Польши может увеличиться с одной до трех. Так ли это? Они боятся полу-окружения с востока?
— Они не хотят иметь границу с Россией. Им нужен большой подконтрольный буфер, появление которого теперь ставится под сомнение. И совсем уж страшный сон — российские базы под Львовом и Брестом.
«СП»: — В России многие считают, что Польша хочет замаскировать желание аннексировать Западную Украину. Насколько это может быть близко к истине?
— В ближайшие годы — нет. Но в долгосрочном плане — да. Они годами работают над прививанием польского самосознания жителям Западной Украины — пусть пока и с переменным успехом.
«СП»: — России или Белоруссии это чем-то угрожает? Они тут недавно про Калининград заикались…
— Да, угрожает. Нельзя недооценивать большую страну, зацикленную на ненависти к России. Зацикленную настолько, что порой даже возникает ощущение о передаче русофобии новым поколениям поляков с молоком матери.
— Польша давно имеет амбиции стать военно-политическим лидером в Восточной Европе — считает советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.
— Более того, поляки — пожалуй, самая воинственная нация в масштабах всего ЕС. Думаю, что таким образом Польша рассчитывает в первую очередь нарастить собственное влияние в Европе и стать ключевым игроком в области безопасности. Воевать с Россией Польша, конечно, не будет, но играть роль ее геополитического противовеса — вполне.
«СП»: — В Польше боятся, что Россия денацифицирует всю Украину? Боятся потерять «буфер»? Российская операция несет риски, по их мнению?
— С точки зрения поляков — безусловно, учитывая укоренившееся в польском сознании представление о России как об экзистенциальной угрозе. Кроме того, Польша рассматривает Украину и Белоруссию как зону своей извечной конкуренции с Россией, и успехи Москвы здесь не могут не раздражать Варшаву.
«СП»: — «Мы должны устранить эти риски безопасности сейчас», — говорит бывший военный атташе посольства США в Варшаве Рэй Войчек. Как? Нарастив армию? Что это даст?
— В первую очередь это обеспечит необходимый Польше медийный эффект, создав ей образ «форпоста на Востоке». Это позволит требовать дополнительных денежных субсидий, ну и, в целом, запугивать и шантажировать ЕС, давая Польше возможность играть в европейской политике роль большую, нежели позволяет ее реальный потенциал.
«СП»: — Кстати, деньги на столь кардинальное увеличение армии где возьмут? Содержать ее на что будут?
— Деньги будут требовать у ЕС и НАТО. Впрочем, не стоит забывать, что поляки склонны к позерству и театральности, поэтому далеко не факт, что все эти планы будут реализованы — во всяком случае, в полном объёме. Но, вместе с тем, и недооценивать Польшу не стоит. Она обладает достаточно развитой экономикой и вполне может изыскать внутренние резервы для усиленного военного строительства, пусть и в более скромных масштабах. Поэтому России следует исходить из того, что Польша — один из основных кандидатов на роль вероятного противника в Европе.
«СП»: — России или Белоруссии это несет угрозу?
— Недооценивать польскую армию не стоит. Вместе с тем, на прямое столкновение с Россией поляки вряд ли пойдут — они всё-таки не безумцы. Что касается Белоруссии, то ее безопасность в этой связи напрямую зависит от военно-политического союза с Россией. В связке с Москвой Минску ничего не угрожает.
«СП»: — А Украине? В последнее время активизировались разговоры о том, что Польша захочет оттяпать Западную Украину. Да и сама Варшава предлагала ввести миротворцев…
— Да, возвращение к восточным границам межвоенной Польши, куда входили западная Белоруссия и Украина— давняя мечта поляков. Конечно, на официальном уровне это не озвучивается, но в уме всегда держится. Вряд ли речь идёт о прямой аннексии, но создание марионеточного украинского правительства в западных областях, которое было бы фактически подконтрольно Варшаве — вполне возможный сценарий. Более того, такая «малая» Украина оказалась бы полностью экономически зависимой от Польши и с лёгкостью была бы освоена польским капиталом. А учитывая, что Польша активно раздает жителям Западной Украины карты поляков, вслед за экономическим подтянулись бы и культурное влияние, тем более, польские гуманитарные программы на Украине работают давно и успешно. Ну а уж размещение польских военных контингентов окончательно бы оформило польский протекторат над остатками Украины. Поэтому, если дело действительно дойдет до фактического раздела украинского государства, Польша в нем с удовольствием примет участие.