В Казахстане опасаются, что республика может быть втянута в события на Украине. По крайне мере, такое мнение с корреспондентом «СП» высказал один из жителей Кустанайской области. Возможно, он не одинок в своих тревогах.
Сразу отметим, что эти опасения беспочвенны: никто не зовет Казахстан присоединяться к российской спецоперации, а заставить по линии ОДКБ невозможно, пока конфликт не будет перенесен на территорию одной из стран-членов.
Впрочем, Россия прекрасно справляется и даже без помощи Белоруссии. Правда, та предоставляет для ВС РФ свою территорию, за что получает обвинения в пособничестве Москве. В любом случае, Казахстану это не грозит уже просто по причине отсутствия границы с Украиной.
Но кто все же распространяет панические слухи? И с какой целью?
По мнению редактора «АПН Северо-Запад» Андрея Дмитриева, власти Казахстана ведут себя в привычном стиле.
— Официально объявлен нейтралитет по спецоперации, однако же руководство республики говорит, что «не будет выступать инструментом для обхода западных санкций против РФ». То есть привычная многовекторность вступает в свои права.
Например, тем, кто клеит на машины букву Z, автомобили, случается, и разбивают. Для сравнения: власти Киргизии, хоть и тоже нейтральны, изначально вполне с пониманием высказывались о спецоперации, а попытка пробандервского митинга в Бишкеке была пресечена милицией. Это при том, что президент Садыр Жапаров пришел к власти в результате местного «майдана», да к тому же еще и умеренный националист, в отличие от спасенного Россией в январе Касыма-Жомарта Токаева.
Ещё одна важная новость — о намерении баллотироваться в президенты после того, как будет оправдан, объявил из-за решетки пророссийский политзаключенный и правозащитник Ермек Тайчибеков, который записал видеообращение.
Вряд ли это реалистично (не дадут), зато хороший способ напомнить, как о своем несправедливом приговоре в 10 лет лишения свободы, так и о существующих проблемах в республике в принципе. Непонятно, почему Кремль до сих пор не решил вопрос освобождения Ермека с предоставлением ему российского гражданства при необходимости. Одного звонка было бы достаточно, причем не на президентском уровне. Особенно после январских событий. Может, теперь, наконец, наш МИД проснется?
А параллельно стало известно о возбуждении нового дела по 174 — «тайчибековской» статье УК (разжигание розни) против бывшей ведущей радиостанции «Европа плюс Казахстан» Любови Пановой, которая после оскорблений местных националистов в соцсетях пригрозила им «дядей Вовой». (Сама Панова уволилась 28 марта — ред.). Конвейер русофобии работает, хоть и не столь яростный, как на Украине, но вполне ритмичный.
В общем, вступления Казахстана в конфликт ожидать не стоит. Однако же и союзническим такое поведение не назовешь.
— Те казахстанцы, которые опасаются, что их страна может быть втянута в конфликт на Украине, должны обращаться не к нам, а к казахстанскому руководству, — уверен директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин.
— Судьба этой страны зависит от позиции лидеров РК. Если руководство Казахстана готово защищать свой суверенитет в союзе с РФ, опасаться ему нечего. А если — в союзе с Западом, то опасаться нужно. В этом случае Казахстан может быть втянут в противостояние, например, с Россией или Китаем своими «партнерами» на Западе.
«СП»: — Казахстан остается нейтральной страной. Они не желают признавать Крым, ДНР и ЛНР. Или они все же больше симпатизируют Украине, просто не хотят открыто выступить против России?
— Казахстанское руководство совершает большую ошибку, поскольку ориентируется на позицию Запада. Боясь прогневить Запад, лидеры РК занимают псевдонейтральную позицию по отношению к РФ, что негоже для страны — члена ОДКБ и ЕАЭС.
«СП»: — По линии ОДКБ их никак не могут подключить? Ну, в качестве миротворцев, например?
— Полагаю, что Казахстан примет участие в миротворческой миссии на Украине совместно с РФ только в том случае, если получит мандат ООН. Без этого мандата Казахстан не присоединится к РФ.
«СП»: — Лукашенко тоже не смогли подключить. Или не захотели? Может, белорусы и казахи там просто не нужны?
— Я неоднократно говорил и сейчас повторяю: Россия на самом деле, не имеет полноценных партнеров даже среди ближайших соседей, которые хотят российских денег, но не готовы нести ответственность за совместные действия.
«СП»: — Можем ли как-то повлиять на Казахстан участвовать в наших военных кампаниях, как США делают со с странами НАТО? Или члены НАТО все делают добровольно, чтобы выслужиться перед Вашингтоном?
— В настоящее время не можем. И проблема не в том, что западные страны любят США и готовы таскать каштаны из огня для дядюшки Сэма, а в том, что они боятся позиции Вашингтона. А нас никакие страны не боятся. В этом смысле Россия обречена на одиночество, и это нормально. Не надо искать союзников. Они появятся сами — но только тогда, когда Россия станет сильной, привлекательной и желанной для каждого зарубежного гражданина.
— Никаких оснований для подобных опасений нет, — уверен доцент финансового университета при правительстве Геворг Мирзаян.
— Российская Федерация не собирается привлекать союзников по ОДКБ для этой операции. И тем более она не собирается ставить их перед выбором «с нами или против нас». Как это обычно бывает, Россия своими силами устраняет угрозу для всего постсоветского пространства. Угрозу в виде «майданутой» Украины, рассадника радикальных идей.
«СП»: — По-вашему, кто-то в Казахстане намеренно разгоняет такие тревожные слухи? Кто-то хочет поссорить нас?
— В Казахстане, безусловно, есть антироссийские силы. В том числе и на высоком уровне. И они, вероятно, активно занимаются разгоном антироссийских слухов. Однако кто конкретно это делает, я не знаю. Свечку не держал.
«СП»: — Казахстан все же с нами или не с нами? Как понимать?
— Казахстан остаётся нейтральной страной. Выступать против России в этой операции, он не может, поскольку это означало бы выступить и против Китая. Россия и Китай являются главными партнерами Казахстана.
Хотя при этом у казахского руководство есть страх относительно того, что они будут следующими после Украины. Что Россия может захотеть вернуть себе Северный Казахстан, населенный в том числе и русскими. Но такие страхи беспочвенны, поскольку Казахстан не превращается в АнтиРоссию.
«СП»: — При этом России помощь Казахстана нужна? Мы, вроде, и без Белоруссии обходимся…
— Не нужна. Конечно, с дипломатической точки зрения было бы приятно, если бы Казахстан нас поддержал. Но эта поддержка не критична.
«СП»: — Вообще-то, по-хорошему, за Токаевым должок за январь. Помнит ли он об этом?
— Во-первых, в международных отношениях благодарности нет. Есть только национальный интерес.
Во-вторых, нужно смотреть не на слова, а на дела. Если Казахстан не будет помогать нам обходить санкции, то в следующий раз мы тоже не поможем Казахстану в час его большой нужды.