Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Политика / Проблемы ВПК
21 апреля 2022 19:42

Запад «приземлил» российских «олигархов»

Им предлагают пересесть на «Тушки», или вложиться в разработку русских «джетов»

11792
Запад "приземлил" российских "олигархов"
Фото: Марина Лысцева/ТАСС
Материал комментируют:

Коллективный Запад, вводящий всё новые и новые санкции против России, напомнил нам о том, что уважающая себя страна должна быть полностью самодостаточной, Во всём: от зубочисток до высоких технологий. То есть импортозамещение, об успехах которого ответственные чиновники нам твердят с 2014 года — это не только про сельхозпродукцию и шмотки, но про всё остальное. В том числе — про самолёты гражданской авиации.

Под раздачу попали и российские «олигархи», привыкшие с комфортом рассекать воздушное пространство на собственных бизнес-джетах иностранного производства. Взгрустнулось и многим отечественным чиновникам в руководящих креслах: у некоторых ведомств были собственные лайнеры. Другие пользовались услугами бизнес-авиации.

При этом не только полёты во многие зарубежные страны стали невозможны, потому что российским авиакомпаниям отказывают в обслуживании, но и в России особо не разлетаешься: запчасти не поставляются, лизингодатели требуют вернуть борта (правда, не понятно, как это требование выполнить, небо Европа закрыла небо, а телепорт пока не создали).

Читайте также

Как вариант — можно пересесть на отечественные самолёты. В частности, появилась информация о том, что лизингодатель Ростеха готов продать несколько подержанных Ту-204/214 собственникам бизнес-джетов.

Стоимость продажи «Ту» с восстановлением оценивается в 1,5 млрд руб. для коммерческих авиакомпаний, и в 3 млрд руб. — в ВИП-компоновке.

Все самолеты разукомплектованы, то есть их нужно еще довести до ума, прежде чем начинать на них летать. Принадлежат эти железные птицы лизинговой компании «Ильюшин финанс» (ИФК, входит в Ростех). Возраст самолетов — от 12 до 16 лет.

По словам директора ИФК Сергея Туркина потенциальные покупатели, не рассчитывающие на скорую отмену санкций, проявляют интерес к самолетам для их использования в бизнес-авиации.

В принципе, в продаже «бэушной» авиатехники нет ничего экстраординарного. Не так много авиаперевозчиков могут позволить новенькие машины, в том числе — отечественные.

Но не особо верится, что фирмы, специализирующиеся на бизнес-перевозках или сами бизнесмены с лёгкостью выложат деньги за предлагаемый товар. И не потому что привыкли к заграничному.

— Ту 204/214 — это среднемагистральный самолёт, но он большой, рассчитан на 180−200 пассажиров. А бизнес авиация — это небольшие самолёты, объясняет бывший штурман дальней авиации Алексей Петренко.

— Конечно, если кто-то готов выложить кругленькую сумму за лайнер, рассчитанный на пассажирские перевозки — это не возбраняется. Но и в то время, когда денег у бизнеса было много, их очень даже считали. В 90-ых крупные компании, такие как, например, банки, приобретали среднемагистральные Ту-134, они рассчитаны примерно на 70 мест. Тогда было круто иметь собственные большие самолёты. Но потом стали переходить на машины поменьше: швейцарские, французские, американские. Я на них тоже летал.

Бизнес-авиацию можно сравнить с комфортными такси, а Ту 204/214 — это уже как двухэтажный междугородний автобус. Он и стоит дороже, и топливо с техобслуживанием влетают в копеечку. И управлять им сложнее: одно дело, поднять в воздух самолёт, который весит 20 тонн, и другое — когда он тянет на 150 тонн и более.

И вот тут лицам, ответственным за импортозамещение, впору начать посыпать голову пеплом: российский авиапром не может предложить ничего лёгкого и компактного.

— Ни в СССР, ни в России не разрабатывали модели для бизнес-авиации. Самым подходящим вариантом был бы советский ЯК-40, его в Саратове выпускали, — напоминает бывший полковник ВВС СССР Виктор Алкснис.

— Но с 1981 года производство было прекращено, хотя он зарекомендовал себя прекрасно, летал в разных условиях, был пригоден для самых разных целей, даже метеорологической лабораторией был. В 90-ых наши бизнесмены выкупали их на ремонтных предприятиях, модернизировали салоны и использовали как бизнес-джеты.

С 2000-ых его начали выводить из эксплуатации. А сейчас бы он пригодился. Да и Саратовский завод был уничтожен. И если бы даже захотели возобновить выпуск ЯК-40, это было бы невозможно, нет ни чертежей, ни станков. Что до разработки новых моделей специально для бизнес авиации — не уверен, что нам это сейчас так уж нужно. Разве что бизнесмены сами скинутся и вложат деньги в разработку и производство собственных самолётов. Вот это можно было бы приветствовать. А вот государству нужно думать над тем, чем заменить большие лайнеры для перевозок пассажиров. Кстати Ту 204−214 вполне бы для этого подошли. У нас ведь только у Абрамовча и ещё у кого-то были огромные «Боинги», остальные обходились самолётами на 10−15 мест.

Читайте также

Эту точку зрения разделяет и гендиректор авиакомпании «Макс Флайт» Максим Царев. Он уверен, что в ситуации, когда воздушному флоту не хватает бортов для перевозки пассажиров и грузов, превращать Ту-204/214 в бизнес-джет — необоснованное расточительство, По его мнению, Ту-214 мог бы закрыть нишу, занятую до санкций Airbus 321 и Boeing-737, «перевозя по 200 человек за рейс, а не пару-тройку потребителей ВИП-сервиса».

— У российских чиновников и бизнесменов не будет иного выхода, кроме как пересесть на отечественные самолёты, — считает политолог Сергей Марков.

— Но для этого нужно восстанавливать отечественную авиапромышленность. Проблема в том, что авиапром во всём мире финансируется государством. Эта отрасль начинает приносить прибыль лет через десять после того, как в неё были вложены средства. А то и позже. Это слишком долгий срок для частных предпринимателей. Поэтому бизнес не любит инвестировать в авиастроение.

«СП»: — Можно ли как-то побудить отечественных «олигархов» раскошелиться?

— Да. Для этого нужно, чтобы Путин или Мишустин вызвали к себе представителей бизнеса и чётко сказали: «Вкладывайте деньги в развитие авиационных заводов». Иначе — никак.

Последние новости
Цитаты
Спиридон Килинкаров

Бывший депутат Верховной рады, оппозиционный политик

Игорь Юшков

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Айнур Курманов

Лидер Социалистического движения Казахстана

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня