Как бы США и страны ЕС (да и наши доморощенные поборники «европейских ценностей») ни старались доказать России, что весь мир осуждает спецоперацию на Украине, это не соответствует действительности.
К такому мнению пришёл британский журнал The Economist. Специальный отдел этого издания — Economist Intelligence Unit (EIU) — проанализировал сложившуюся ситуацию и разделил страны на три категории. Первая — те, кто поддерживает позицию «коллективного Запада» или, по крайней мере, её придерживается. Вторая — те, кто согласен с действиями России. А в третью вошли те страны, кто сохраняет нейтралитет.
При этом те, кто в той или иной степени осуждает проведение спецоперации, составляют всего 36% населения земного шара. Так что большинство либо согласны с действиями России, либо занимаются своими делами, наблюдая за конфликтом на Украине со стороны.
При этом очень важно, что к позиции России с пониманием относятся не только правительства, которые могут руководствоваться собственными интересами, но и рядовые граждане. Например, в Индии, где проживает без малого полтора миллиарда человек, компания You Gov в марте провела опрос на эту тему. Результат таков: 40% респондентов поддержали действия России на Украине, а действия президента РФ Владимира Путина одобрили 54% опрошенных.
Исследования EIU показали, что в 28 странах правительства склоняются к позиции России. К ним относится Китай с его почти полутора миллиардным населением, а также густонаселенные и стратегически важные в плане регионального партнёрства страны — такие, как Пакистан и Эфиопия. А для Эритреи и Сирии Россия вообще является ключевым союзником. В ряду «нейтральных» стран — Бангладеш, Бразилия и Индия, о результатах опроса общественного мнения в которой мы уже говорили.
Но что важно: доля ВВП подавляющего большинства этих стран в мировой экономике унизительно мала. В общей сложности она составляет всего 30%. И это при том, что Китай стоит на первом месте по ВВП, его доля составляет 18,6%. Индия — на третьем месте, у неё почти 7% мирового ВВП. То есть даже её результат значительно скромнее, хотя там и промышленность с сельским хозяйством развиваются, и разные новые технологии производятся, и природных ресурсов достаточно. У остальных — вообще крохи.
Россия, кстати, на шестом месте с чуть более 3% мирового ВВП. А доля нашей страны на мировом финансовом рынке вообще полпроцента. Если брать новые размещения, то и того меньше — всего сотая доля процента.
Эксперт Андрей Бунич объясняет это не отсутствием потенциала для развития, а дискриминационной политикой со стороны западной финансовой системы, в которую Россия была до недавнего времени встроена.
— Это сильно тормозило развитие российской экономики. Запад просто-напросто почти все размещения забирал себе. А у нас там потенциал в сто раз больше. Если нам удастся выстроить собственную финансовую систему, у нас капитализация сразу вырастет в пять-шесть раз. Эта система будет комфортной не только для нас самих, но и для всех её участников, без какой-либо дискриминации. Мы выстроим новые логистические цепочки, установим новые торгово-производственные связи, разберёмся со взаиморасчётами, чтобы они не были привязаны ни к доллару, ни к евро. Постепенно выстроится новая финансовая архитектура, к которой наверняка присоединятся многие страны. Потому что недовольных диктатом Запада, тормозящего развитие экономик, немало.
То, что западные страны настроены по отношению к России недоброжелательно, давно известно, а к остальному миру они продолжают относиться как к своим колониям, считает историк Александр Фомин.
— Главная проблема во взаимоотношениях России и коллективного Запада заключается в том, что США и западноевропейские страны считают себя победителями в холодной войне. Они рассчитывали, что поделят между собой то место, которое в мировой политике занимал СССР. И их ужасно раздражает, что Россия осмеливается с ними соперничать за влияние, вместо того, чтобы сидеть смирно, как положено побеждённым. Любое действие, направленное Россией на обеспечение своей независимости и безопасности, будет встречать их противодействие.
Историк напомнил, что «демократические ценности» не помешали американцам и их союзниками разнести Ирак и Ливию. Там имела место прямая военная интервенция с целью свержения власти. И уж какими прежние режимы там бы ни были, но уровень благосостояния граждан до этого был куда выше. А помощь противникам президента Сирии Башара Асада? Кстати, как расценить военную кампанию в Афганистане, которую пришлось с позором свернуть? Что это, если не грубое военное вмешательство в дела вроде как суверенного государства? Еще была война в Корее, которую, между прочим, называли «полицейской операцией». Это только то, что на слуху. Ну, а сколько раз разные «коммандос» оружием поддерживали совершенно недемократические режимы в Африке и Южной Америке — пальцев не хватит загибать.
Нужно поменьше раздумывать над тем, как действия России расценивают ЕС и США, считает эксперт Михаил Александров.
— Они всегда будут против России и против русских. Пора прекратить на них ориентироваться. Пытаться им что-то доказать — дело совершенно бесполезное. Они не хотят нас слышать, тратить на это ресурсы и силы — совершенно бесполезно. Как бы мы ни старались стать для них равными партнёрами, нам этого не позволят. Нужно делать ставку на страны, которые относятся к России хорошо или нейтрально: Китай, Индия, многие страны Ближнего Востока, Южной Америки и Африки. Надо бороться за их умы и сердца.