Американский парламент одобрил законопроект о поставках Украине вооружений по ленд-лизу. Этот документ, разработанный группой сенаторов во главе с республиканцем Джоном Корнином, призван упростить оказание военной помощи киевскому режиму.
Проект принят без дебатов большинством голосов: 417 конгрессменов проголосовали «за», и всего десять «против». Ранее так же единодушно его поддержал Сенат США. И теперь для запуска программы требуется только подпись президента Джо Байдена.
Как раз его так называемый акт «о ленд-лизе» наделяет дополнительными полномочиями. В частности, предоставлять Украине во временное пользование военное оборудование «для защиты гражданского населения». Именно с такой лицемерной формулировкой Вашингтон готовится открыть свои военные шлюзы для Киева.
Важный момент: в документе нет положения, которое запрещало бы передачу каких-то конкретных средств. А значит, Штаты смогут поставлять союзникам что угодно и в любом объеме.
Байден уже запросил под эту программу у Конгресса 33 млрд. долларов, из которых 20,4 млрд. пойдут на военную помощь Киеву и 8,5 млрд. — на экономическую. Из тех 3,5 млрд долларов, что были выделены на его вооружение ранее, в распоряжении президента, как заявила «голос» Белого дома Джен Псаки, осталось 250 млн. А этого явно не хватит. Ведь Украине (как только закон о ленд-лизе заработает) предполагается поставить весьма внушительную номенклатуру современных американских средств вооружения: танки «Абрамс», БМП «Бредли», артиллерию, в том числе реактивные системы залпового огня HIMARS, зенитно-ракетные комплексы «Пэтриот» и даже истребители F-16 C/D.
При этом Валентин Богданов, собкор ВГТРК в США, в своём Telegram-канале обращает внимание на примечательный факт. Оказывается, Байден запросил у Конгресса деньги день в день с новостями о том, что американская экономика неожиданно сократилась на 1,4%. То есть, делает автор вывод: «Нынешняя администрация США не просто хочет, чтобы этот конфликт длился как можно дольше, но прикладывает к этому уже и сверхусилия».
Впрочем, чего не сделаешь, чтобы показать миру, кто в доме хозяин. Хотя бы чисто демонстративно…
В Киеве, тем временем, праздник. Глава Офиса Зеленского Андрей Ермак уже мечтает, как американское оружие «позволит выбить российскую армию с наших территорий». В его представлении, «ленд-лиз означает уверенность США в победе Украины над Россией». Понятно, патриотический дух в массах как-то надо поддерживать. Но Ермак, как профессиональный юрист, должен бы знать, что «ленд-лиз» — не благотворительность. И Украине придется платить.
Реальную цену этой помощи объяснил украинским политикам председатель Госдумы России Вячеслав Володин. Он напомнил, что во время Великой Отечественной войны СССР получал по ленд-лизу от американцев вооружение. Но за эту помощь страна потом расплачивалась долгие годы, ограничивая себя, поставляла в США по взаиморасчётам платину, золото, лес, ремонтировала бесплатно американские суда.
«Выплаты, — подчеркнул Володин, — закончились только через 61 год после Победы!»
— Смысл всего этого — сделать конфликт как можно более кровопролитным и затяжным, — комментирует решение американских законодателей член Совета по межнациональным отношениям при президенте России Богдан Безпалько.
— Основная задача, которая стоит перед Украиной, не выиграть битву у России — это невозможно. Я думаю, на Западе это прекрасно понимают. Главная задача, это максимально Россию ослабить, сделать победу России максимально для нее дорогой. Для Штатов это крайне важно, потому что Россия для них представляет сегодня одного из основных конкурентов и соперников на мировой арене. Хотя главным соперником США в 21 веке, как выразился советник по нацбезопасности Байдена Джейк Салливан, по-прежнему является Китай.
Но Россия в военном отношении, в отношении стратегических ядерных сил, космической отрасли, она превосходит Китай. И в некотором смысле даже предоставляет КНР военный «зонтик».
Поэтому, можно сказать, что ослабление России (в военном, экономическом, дипломатическом, во всех остальных аспектах) — это главная задача, которая в этом конфликте поставлена перед Украиной. Ради этого можно допечатать лишних 20−30 млрд. долларов и передать их Киеву. Тем более, все эти деньги, как правило, пойдут опять же американскому военно-промышленному комплексу, который будет производить новые вооружения. А старое, соответственно, будет утилизировать на территории Украины.
В любом случае, Америка останется в прибыли. Деньги останутся большей частью в стране, она избавится от старого оружия, а главное, может вести войну по ослаблению одного из своих самых мощных конкурентов чужими руками, не рискуя жизнью своих солдат. Не рискуя своей репутацией, как в Афганистане. И, соответственно, рассчитывая на успех.
«СП»: — От них это уже требует сверхусилий. В день, когда Байден попросил у Конгресса денег, пришла новость о «проседании» экономики США почти на полтора процента. Одновременно рейтинги самого президента продолжают балансировать на грани антирекордов…
— Байден, совершенно очевидно, это пожилой и больной человек, который просто играет роль президента. Америкой управляют другие люди, которых никто не избирал, которые вообще к избирательному процессу никакого отношения не имеют. Это те силы, которые являются непубличными правителями Америки.
Что касается экономики, конфликт тоже решает ряд экономических проблем. Во-первых, он уничтожает экономического конкурента Соединенных Штатов — Евросоюз. Благосостояние ЕС росло, в том числе на получении дешевых и качественных энергоресурсов из России. Сейчас их не будет. И экономика Евросоюза начнет сжиматься. Евросоюз начнет деиндустриализироваться. Перестанет быть экономическим конкурентов США. Все капиталы утекут в Америку — тихую гавань, которая находится за океаном. Там не идут боевые действия, там не принимают каких-то санкционных пакетов, которые заставляют отказываться от российских энергоносителей или российских товаров. Да и в целом товарооборот между США и Россией, он на несколько порядков меньше того товарооборота, который наблюдался между странами ЕС и Россией. Поэтому здесь, несмотря на рецессию, Байден решает, в том числе чисто экономические проблемы.
Есть еще и другая проблема. Начав специальную военную операцию, Россия вынуждена идти на ряд экономических мер, в том числе глобального характера. Это дедолларизация — открытый вызов доллару, открытый вызов той финансово-экономической и политической системе, которая долгое время господствовала на всем земном шаре. И очень сильно укрепилась после распада Советского Союза.
То, что даже Саудовская Аравия, многолетний союзник США, не отрицает возможности продавать свою нефть за юани, говорит о том, что эта система серьезно подточена. Находится под угрозой. И, естественно, несмотря на рецессию в полтора процента, нужно бросать все силы, чтобы постараться эту систему спасти. Или хотя бы перезапустить. Для этого, собственно, очень удачно подходит конфликт на Украине.
«СП»: — Нет ли исторического казуса в том, что нам американский ленд-лиз помогал бороться с нацизмом, а сейчас они его возродили именно ради нацистов на Украине?
— В этом нет ничего, на самом деле, противоречивого. Потому ленд-лиз еще с конца тридцатых готов вводился для того, чтобы оказывать помощь любым союзникам Америки. Но сейчас союзником Америки выступает нацистская Украина. Поэтому США в рамках своих национальных и глобальных интересов помогают Украине.
Вообще, если смотреть на историю, то, собственно, Запад во многом вооружал, восстанавливал и направлял нацистскую Германию в 30-е гг. на Восток. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Америка тогда в числе западных стран делала из Германии мощный в военном отношении кулак. И сейчас не стоит удивляться, что она будет поддерживать Украину, которая в качестве государственной идеологии выбрала украинский национализм и нацизм. Здесь чистая прагматика, чистый рационализм.
«СП»: — Как мы должны этому противодействовать, чтобы нацистский Киев не победил?
— Для нас единственно возможная альтернатива — контролировать полностью территорию Украины. Нам нужно дойти до ее западных границ. После этого уже определять судьбу этих территорий. Какая-то часть этих территорий войдет непосредственно в состав России, как Новороссия: от Одессы до Харькова, Сум, Чернигова и Киева, наверное, вместе. Какая-то часть Украины, возможно, будет существовать в виде самостоятельного государства, но полностью подконтрольного и лояльного России. Там не будет никакого нацизма, будет другая символика, будут у власти совершенно другие люди, совершенно другие политические движения. И мы будем этот процесс контролировать.
Но даже если будут какие-то образования с не очень лояльным по отношению к России населением, мы все равно будем их контролировать путем размещения военных баз. Путем военного контроля границы с Польшей, Словакией, Венгрией, чтобы через эту границу не создали из «обрубка» Украины новый маленький Рейх. Не насытили его оружием, деньгами и наёмниками, и опять не направили в нашу сторону.
Возможно, для достижения этих целей придется объявить ограниченную мобилизацию. Может быть, придётся провести национализацию ресурсодобывающих отраслей. Но правильней сказать, это необходимо сделать. Я думаю, ради этого можно провести всенародный референдум: поддерживает ли наше население ограниченную мобилизацию и национализацию ресурсодобывающих отраслей? Подавляющее большинство, убеждён, подержит такое решение президента.
И в этом случае у нас будет достаточно ресурсов для того, чтобы дойти до западной границы и обнулить все эти поставки. Не будет Украины, не будет никакого смысла в этом ленд-лизе. Все это оружие оно только пополнит арсеналы вооруженных сил России или Народных республик.