Вскоре после начала российской спецоперации по демилитаризации и денацификации Украины режим Владимира Зеленского по-быстрому состряпал заявку на вступление страны в Европейский Союз, всерьез рассчитывая, что скорое официальное признание «незалежной» хотя бы в качестве государства-кандидата на членство «обеспечит подъем боевого духа в военное время». Что ЕС просто обязан сделать исторический шаг и доказать, что «слова о принадлежности украинского народа к европейской семье — не пустые слова».
Начавшиеся 13 июня по этому поводу дебаты еврокомиссаров вроде бы показали, что функционеры Старого Света настроены рекомендовать главам государств и правительств Европы предоставить Украине вожделенный официальный статус кандидата на вступление в ЕС на предстоящем 23−24 июня саммите в Брюсселе
Официальные лица, знакомые с ходом этих дискуссий, заявили, что все еврокомиссары четко осознают необходимость послать «сильный сигнал» президенту России Владимиру Путину о том, что он потерял шансы вернуть Украину в свою предполагаемую сферу влияния.
«Комиссия не забывает, что Украина — единственная страна в Европе, где погибли люди, где в людей стреляли, потому что они стояли на улицах с флагами ЕС, — рассказал, в частности, изданию Politico высокопоставленный европейский чиновник. — Теперь мы не можем сказать им: Извините, ребята, вы размахивали не теми флагами».
Истеричные СМИ «незалежной» уже продают своим читателям эту историю под соусом «долгожданного признания украинцев полноценными членами европейской семьи» и «указание варварской России ее место в цивилизованном мире».
Но, во-первых, до «долгожданного вхождения в семью европейских народов» Украине еще очень и очень далеко. Как минимум, это крайне оскорбительно для Турции, которая болтается в статусе страны-кандидата аж с 1999 года, несмотря на то что это, вообще-то, страна-член НАТО. Скептически настроены Франция, Дания и Нидерланды, а канцлер Германии Олаф Шольц утверждает, что «не примет никаких особых правил для ускорения вступления Украины в ЕС».
Да и среди государств, подписавших договоры об ассоциации с Евросоюзом, эта идея также не пользуется безоговорочным одобрением. В частности, премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили с возмущением прокомментировал появившиеся в СМИ новости, что Украине дадут статус кандидата в Евросоюз, в то время как заявке Тбилиси не будет дан дальнейший ход. «Если кому-то членство в ЕС и полагается, то Грузии, а затем уже Украине и Молдове», — заявил он, подчеркнув, что Грузия заслужила этот статус «30-летней борьбой на пути строительства демократии» и реформами, которые Тбилиси проводил последние годы.
Во-вторых, с «указанием места варварской России» дела тоже обстоят далеко не так радужно, как того хотели бы «свидомые».
— Да, относительно недавно пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отмечал, что ЕС превращается в некий военно-политический блок, вводя антироссийские санкции и делая странные заявления о разрешении украинского конфликта на поле боя, так что у России вполне резонно возникают определенные вопросы и опасения по поводу упорного стремления «незалежной» в Европу, — поделился с «СП» своим взглядом на происходящее руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, политолог Олег Иванов. — Однако не будем забывать, что речь в данном случае идет лишь о предоставлении Украине статуса кандидата в члены ЕС, и вопрос этот, равно как и непосредственное вступление страны в Евросоюз, может рассматриваться годами. Вон, Турция уже почти четверть века добивается членства в ЕС, являясь кандидатом, но, как мне кажется, никогда этого так и не добьется.
Точно такая же участь, полагаю, ждет и Украину. Даже если в июне ее наделят статусом кандидата на вступление в ЕС, полноценным его членом она не станет, ведь в основе такого решения лежат не экономические, а чисто политические конъюнктурные интересы. Те страны, что выступают сейчас против, думаю, каким-то образом все же «переломят», но для самой Украины это не принесет хоть сколько-нибудь ощутимых преференций. Скорее, наоборот — наложит на нее некие обязательства, ведущие к потере определенной части своего суверенитета.
— Самой России от присвоения Украине статуса кандидата в члены ЕС не будет ни тепло, ни холодно, — выразил солидарную точку зрения на происходящее политолог Марат Баширов. — А вот «незалежная» при получении его должна будет подписать «дорожную карту», подразумевающую обязательное изменение нескольких десятков тысяч нормативно-правовых актов и законов.
Это, в частности, приведет к изменению технических регламентов, по которым там сейчас выращивается сельхозпродукция, а это значит, что украинским предприятиям придется или вкладывать серьезные средства в модернизацию, или попросту закрываться, потому что они не готовы ко всему этому.
Более того, вместе со статусом кандидата в члены ЕС Украине придется готовится к введению жестких квот в аграрном и сельскохозяйственном секторах. Производить четко ограниченное количество помидоров, например, выращивать жестко нормированное количество пшеницы и так далее. Это очень долгий, а главное — разрушительный путь для самой Украины, которая потеряет многие рынки сбыта в угоду европейским компаниям.
«СП»: — Так зачем же киевский режим с ослиным упрямством стремится заполучить статус кандидата? Он не понимает таких очевидных вещей?
— Статус государства-кандидата в члены ЕС — это, по сути, ничего не гарантирующий фантик сродни тому, что получают абитуриенты при поступлении в ВУЗ. Бумажка-то есть, но ведь предстоит еще и экзамены сдавать, причем в миллион раз сложнее. Так что это простая некая продажа идеи своему собственному населению с целью отвлечь его от реальных проблем, которые, как грозовые тучи, нависают над Украиной. Ничего другого, уверяю вас, за упрямым стремлением Киева не стоит.