Западные страны больше не хотят обеспечивать свободу, равенство и братство кому ни попадя. Даже если речь о том, чтобы поддерживать тех, кого считают «пострадавшей стороной».
Так, телеканал SRF показал сюжет, в котором швейцарцы сетуют, что беженцы с Украины их успели уже утомить.
Не подумайте чего плохого о швейцарцах. Они — люди добрые, отзывчивые. По данным Швейцарской службы помощи беженцам (SFH), около 30 тысяч швейцарских семей готовы приютить у себя беженцев с Украины. Однако, по словам директора этой организации Мириам Беренс, ведомство зафиксировало во многих принимающих семьях первые признаки усталости.
Граждане этой замечательной западноевропейской страны почему-то полагали, что у украинцев будет схожая культура поведения (в принципе, их логику можно понять: «Украина — это же Европа»), и теперь крайне удивлены культурными различиями, отметила Беренс. И констатировала, что совместное проживание «не лишено трудностей и трений», особенно в случаях, если у беженцев есть дети. Также директор SFH обратила внимание на то, что «большую проблему» представляет ситуация, сложившаяся в больших городах страны, куда вначале уехали многие беженцы.
Ранее гайки начали закручивать чехи: власти Праги решили закрыть центр по приему беженцев с Украины из-за перегрузки. Мэр Зденек Гржиб без обиняков заявил: «Мы не можем принимать людей там, где не можем о них позаботиться».
Впрочем, он добавил, что если ситуация с распределением беженцев выправится, то Прага может снова открыть центр приема. Вот только непонятно, как эту ситуацию исправить.
Власти Польши тоже решили привести беженцев к общему знаменателю и лишили их пособия. Таким способом поляки надеются вынудить украинцев устраиваться на работу и обеспечивать себя самостоятельно. Эта мера вступит в силу 1 июля.
Удивляться такому положению дел нечего. Европа еще не до конца переварила несколько волн беженцев с Ближнего Востока и Африки. А тут еще толпы с Украины на её голову свалились. И хотя украинцы и по культуре, и по языку несравненно ближе к европейцам (особенно — к полякам и чехам), чем арабы, африканцы или азиаты, но рады им не всегда, — объясняет политолог Вадим Трухачёв.
— Что касается Швейцарии, то надо понимать, что это — самая нетолерантная и самая закрытая европейская страна. Дорогая, очень комфортная для проживания, и не приветствующая чужаков. И не обманывайтесь тем, что там целых четыре государственных языка. Швейцария очень неохотно даёт гражданство, даже вид на жительство там получить непросто. И когда в эту тихую страну, где даже двери часто не запирают, приезжает непонятно кто и начинает свинячить, у швейцарцев это вызывает недовольство и желание от них избавиться.
В 2015—2016 годах именно Швейцария почти не принимала беженцев с Украины. Да и вообще, она обычно закрывает границы и отказывается пускать к себе кого-либо.
Эксперт отметил, что в других европейских странах отношение к украинцам несколько мягче. Но в некотором смысле им приходится тяжелее, чем другим.
Во-первых, их не опасаются так, как, к примеру, выходцев с Ближнего Востока, от которых ждут беды: вот скажешь такому слово поперёк, он оскорбится, нацепит пояс шахида и взорвет всех к чертям.
Во-вторых, в Европе уже давно сформировались мощные диаспоры, которые рьяно поддерживают «своих», в том числе — на законодательном уровне. Украинцы такой поддержки не имеют.- Еще важный момент: украинцы нужны Западу на Украине, в качестве «щита» от России. Поэтому Европа заинтересована в том, чтобы поскорее спровадить их обратно на родину. А вот необходимости в том, чтобы сирийцы, йеменцы или уроженцы Марокко — страны, кстати, вполне спокойной — возвращались по домам, нет. Поэтому к ним относятся зачастую толерантнее, чем к украинцам.
Новости о том, что беженцы с Украины сталкиваются с трудностями, похоже, в России никого не удивляют.
«Это бандеровская „культура“, когда укры „по-над усе“ — все им, типа, должны».
«Ну… Даже родня надоедает, когда более двух недель гостит. А тут чужие люди».
«Европейцы принимают у себя украинцев не из-за жалости к ним, а скорее, из ненависти к России».
«Интересно, пан Коломойский который сейчас живёт в Швейцарии сколько на проживание беженцев взял?», — иронизируют люди в комментариях.
Будем честны: беженцы очень разные, размышляет социолог Мария Домарёва.
— Кто-то вписывается и успешно продолжает трудовую деятельность несмотря на то, что пришлось пережить. А кто-то решает свои личные дела, видя в новых статусах возможность пожить за счет гостеприимных соседей. При этом нередко ведут асоциальный образ жизни. Логично, что именно возмутители спокойствия чаще попадают в сводки полиции, становятся героями нелестных статей местных СМИ.
Из-за этой группы и складывается общее впечатление негативного отношения, что, кстати, еще недавно было в фокусе масс-медиа по отношению к беженцам с Ближнего Востока. Но, если разобраться, есть несколько проблем. То, что люди в стрессе переезжают в новое, чужое место, часто вызывает конфликтные ситуации и непонимание принимающей стороны, в этой проблеме должны помогать кризисные психологи. То, насколько была готова Европа в целом к такому потоку и как справляется — отдельная тема для размышления.
Когда хлынул поток, пришлось быстро решать вопросы и размещения, и правовых аспектов, что заняло время, хотя поток лишь нарастал. Одной из главных, на мой взгляд, проблем, является то, что благодаря возможности получить статус беженца с определенным пакетом помощи в виде жилья, пособия и последующего трудоустройства, в Европу помчались те, кому выгодно жить на пособие за счет государства.
Конечно, такие планы будут негативно встречены местными гражданами, которые с сомнением относятся к кварталам с социальным жильем.
Социолог отметила, что ситуация с украинскими беженцами не уникальна, но показательна. Те, кто не вписались в законы принимающих стран, скорее, быстро окажутся на учете местной полиции. И, вне всяких сомнений, с такими «страдальцами» разговор у полиции и социальных служб будет недолгий.
Кстати, не так уж и давно украинцев на Западе считали трудолюбивыми людьми, не создающими особых проблем. Живущая в Амстердаме приятельница автора этой статьи два десятка лет тому назад была счастлива до потери пульса, что ей удалось нанять в домработницы пожилую украинку Галю. Потому что Галя убирала чисто, готовила вкусно, да еще и за детьми присматривала так, что те начали прилежно учиться. Но вот любители скакать и качать права реноме своим соотечественникам изрядно подпортили. А с имиджем гопников и трутней в Европе делать нечего.