Литовские железные дороги (ЛЖД) с 18 июня прекратили транзит в Калининградскую область ряда товаров, попавших под санкции ЕС. Как заявил губернатор области Антон Алиханов, под ограничения попали от 40% до 50% номенклатурных грузов, среди которых стройматериалы, цемент и металлы, а также готовая продукция, вывозимая с территории области. Ранее калининградский транзит в одном из санкционных пакетов был в списке исключений.
«Мы считаем, что это грубейшее нарушение протоколов по вступлению в ЕС прибалтийских государств, правил свободного транзита», — написал Алиханов в своем Telegram-канале.
По словам губернатора, чтобы возместить ущерб, потребуется срочно поставить на линию Усть-Луга — Балтийск новые суда, в том числе различные балкеры. Это приведет к тому, что стоимость логистики, которая и так была высокой, возрастет еще больше, что может вынудить область обратиться за федеральными субсидиями.
Сейчас на маршруте Усть-Луга — Балтийск работают четыре парома. Ввод в эксплуатацию ещё одного, пока строящегося, судна ожидается в сентябре 2022 года. По оценкам главы региона, для расширения мощностей по приёму грузовых судов в Балтийске потребуется несколько лет и около 10 млрд. рублей.
Кстати, предприниматели региона давно говорили о необходимости расширения паромного сообщения. Буквально за несколько дней до начала спецоперации они представили свои предложения по улучшению транспортной доступности региона, которые включали и расширение паромной линии, которая должна быть под государственным управлением, с государственным субсидированием, льготными конкурентными ставками.
В последние месяцы на российско-литовской границе в Калининградской области сложилась напряженная транспортная ситуация. Несколько раз на погранпереходах собирались очереди из фур на несколько сотен машин. Но теперь Литва решила сделать «ход конем» и запретить транзит почти половины грузов, не исключено, что это только первый шаг, и вскоре дело дойдет и до полноценной транспортной блокады.
Такое мнение, например, выразил первый зампред комитета Госдумы по аграрным вопросам Олег Нилов. Он же предположил, что одним из возможных способов обхода блокады будет возвращение судоходства через реку Неман, исток которой находится в Белоруссии. Правда, в этом случае тоже придется иметь дело Литвой, но по мнению Нилова, этот вопрос можно «решать разными способами, в том числе используя международные прецеденты, когда по рекам разных стран, например, по Дунаю, осуществляются подобные перевозки».
При этом в пятом пакете санкций против РФ есть пункт, который уточняет, что транзит между Калининградской областью и остальной частью Российской Федерации исключен из области действия ограничений, так как речь идет о перевозках внутри РФ.
Тогда же Алиханов отмечал, что у региона есть альтернативные пути доставки необходимой продукции и грузов с помощью паромов, а также маршруты для авиаперелетов над нейтральными водами Балтийского моря и выражал надежду, что Литва будет соблюдать свои обязательства по сохранению транзита в область через территорию страны, поскольку это является обязательством, которое прибалтийское государство дало в 2004 году при вступлении в Евросоюз. Но, как видим, все обязательства теперь более не являются обязательными.
Президент Российской Ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич считает, что ответом России на действия Литвы должен стать полный разрыв экономических отношений с этим государством.
— Договоренности о признании вхождения Литвы в ЕС сопровождались документом, который предусматривал, что она не имеет права накладывать ограничения на транзит грузов в Калининградскую область, кроме некоторых видов военных грузов, представляющих опасность при перевозке.
Любые другие ограничения на перевозки из России в Россию не являются правомочными. Литва по собственной инициативе пытается углубить директивы ЕС, которые касаются торговли европейских стран с Россией, но не касаются внутренних перевозок вроде перевозки товаров из Москвы в Казань или Калининград. С правовой точки зрения здесь нечего обсуждать, Литва упорно пытается спровоцировать Россию на большой конфликт.
«СП»: — Как Россия может на это отреагировать?
— Мы должны ответить полным прекращением всех экономических связей с Литвой. Любая торговля с этой страной должна оцениваться в категориях «измена Родине» с соответствующей статьей. Литва должна ощутить полную экономическую блокаду, надеюсь, и Александр Лукашенко поддержит нас в этих решениях.
В остальном губернатор реагирует верно. Нужно совершенствовать транзит. Мы и так слишком много потеряли времени, обсуждая, нужны ли нам паромы и насколько надежным партнером является Литва. Теперь мы видим, что надежным партнером Литва не является, вопрос закрыт.
Руководитель информационного агентства Baltnews Андрей Стариков не считает, что действия Литвы приведут к росту цен в регионе, хотя признает, что ФАС необходимо усилить контроль, чтобы не допустить спекуляций.
— Логистически Россия готова к этому сценарию, потому что на словах литовское политическое руководство неоднократно пугало блокадой Калининградской области, причем не только в отношении санкционных товаров.
У России на такую блокаду есть ответ, который прописан в нашей военной доктрине. Это пробивка Сувалкского коридора, линии польско-литовской границы для соединения Калининградской области с территорией Белоруссии для обеспечения транзита. Блокада де-факто воспринимается как агрессия против наших территорий.
Но это военный ответ на тот случай, если Калининградской области действительно будет угрожать опасность. В текущих реалиях, когда идет запрет на отдельную номенклатуру товаров, будет использоваться альтернативное сообщение, которое последние годы прорабатывалось. Это и паромное сообщение, и авиасообщение. Голодать калининградцы точно не будут, каналы для поставок всего необходимого есть.
«СП»: — Но как это скажется на ценах, которые и так в регионе достаточно высокие?
— Убежден, что на ценах это никак не скажется, потому что эти поставки будут субсидироваться. Например, сейчас несмотря на изменение традиционных авиамаршрутов, которые стали на час дольше, цены на авиаперевозки не выросли за счет субсидий. У государства есть понимание того, что давление, которое на нас оказывают, не должно ложиться на плечи обычных людей. То же самое будет с товарным сообщением.
Что касается энергетической безопасности, Калининград уже давно независим с точки зрения поставок электроэнергии и других видов топлива. Поэтому здесь область тоже справится. Никаких фундаментальных вызовов пока нет. Если же области объявят стопроцентную блокаду, тут у нас есть военные меры.
Но, думаю, сама Литва на такой шаг идти не готова. Если несколько месяцев назад такие предложения из уст литовских политиков-ястребов звучали, то их одернуло само руководство страны, напомнив, что вопрос транзита - это вопрос двусторонних отношений России и ЕС.
Сейчас в документе, который Литва подписывала при вступлении в ЕС, ничего не поменялось, но литовцы «выдернули» часть товаров, которые считают подсанкционными. Речь идет не о блокаде, потому что даже самые радикальные литовцы понимают, что ответ может быть военным, а, скорее, о таможенном хулиганстве.
На деле же сама Литва, как и другие европейские страны, заинтересованы в том, что у нас называется параллельный импорт. Они не способны заместить ряд продукции, которая поставлялась из России и Белоруссии, те же калийные удобрения. Поэтому несмотря на эту браваду, убежден, появятся каналы, по которым подсанкционные товары все равно будут поступать на рынок ЕС, бизнес в этом заинтересован. Вот только цена для европейских потребителей вырастет за счет увеличения логистического плеча и таможенных рисков.
«СП»: — Жители Калининградской области периодически жалуются и на монополизацию транспортных потоков, и на сложности в выходе местных предпринимателей на рынок, как быть с этим в сложившейся ситуации?
— Государство не должно вмешиваться в рынок и его жестко регулировать. Но необходимо обеспечить контроль искусственного и необоснованного завышения цен, о чем неоднократно говорили президент и премьер. Предприниматели не должны думать, как спекулировать на этой ситуации, они должны быть на одной линии со своим народом, а не пытаться на нем заработать.
ФАС работает в мобилизационном режиме и следит, чтобы не было нерыночного завышения цен даже не из-за дефицита, а только на ожиданиях возможного дефицита. Законодательно можно увеличить меру наказания для тех предпринимателей, которые пытаются спекулировать на ситуации и получить выгоду с нарушением антимонопольного законодательства.
Что касается роста цен, как такового, это, к сожалению, общемировое явление. Цены растут и будут расти за счет того, что сломались старые каналы поставок, подорожали энергоносители, но это происходит не только в Калининграде. Инфляция в Калининграде не выше, чем в Москве или в целом по России. Издержки, связанные именно с этим, будут субсидироваться федеральной властью.