Одной из маленьких (или не очень) сенсаций Петербургского экономического форума, несомненно, стало публичное выступление президента Казахстана Токаева.
Но подготовку к нему Токаев начал заранее. 15 июня, приехав в Россию, он заявил, что Казахстан не будет нарушать санкции, введенные Западом против России — чтобы не попасть под вторичные санкции со стороны США и их союзников из ЕС и НАТО. Дальше - больше. В том же интервью Касым-Жокарт подчеркнул, что Россия неправомерно ставит себе в заслуги «спасение Казахстана». «В России некоторые лица перевирают всю эту ситуацию, утверждая, что вот, мол, Россия спасла Казахстан, а Казахстан теперь должен вечно служить и кланяться в ноги России. Считаю, что это совершенно неоправданные рассуждения, далекие от реальности», — сказал Токаев.
Неожиданно. Благодарность, конечно, не является интегральной частью большой политики. Но черная неблагодарность, высказанная публично, в гостях, накануне знакового для страны события -дипломатическое хамство за гранью приличии. И выпускник МГИМО Токаев не мог этого не знать. Если, конечно, не был двоечником, «хвостистом» и прогульщиком.
А значит, эта эпатажная эскапада была продумана заранее. Но Токаев продолжал набирать обороты. 17 июня на самом форуме в присутствии Путина Токаев назвал ДНР и ЛНР «квазигосударственными территориями». «Казахстан не планирует признавать независимость самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик», — заявил он. Хотя его мнением о происходящем на Украине никто на форуме не интересовался. Получается, он выступил с программным заявлением.
«Подводные мины» Кремля
Дальше — больше. Касым-Жокарт перешел от слов к делу. На днях стало известно, что Казахстан заблокировал 1700 вагонов с углем, ввезенным из России. Угольное эмбарго ЕС должно вступить в силу с августа, но казахи решили сработать на опережение и ввели запрет заранее. Россия долго не думала. На следующий же день были введены ограничения на отгрузку нефти из Казахстана, которая уходила в Европу через Новороссийск.
Официальная причина — в акватории порта было обнаружено более 50 объектов, которые могут оказаться взрывными устройствами времен Великой Отечественной войны. Предположительно речь идет о минах.
Даже не знаешь, как к этому относиться. В Кремле и Администрации президента, как известно, сидят ребята креативные, с юмором, огоньком и фантазией. Интересно, что они имели ввиду, когда скормили прессе версию о минах? Подводные мины, которые они подложили казахстанской элите?
Хотя чуть позже для особо непонятливых информация стала более точной: мины оказались украинскими, их сорвало штормом с якорей и приплыли они аккурат в гости к казахской нефти. Сюжет был детективным, намек — тонким, аллегория — прямее некуда.
Пока речь идет об остановке нефтяной отгрузки на одну неделю. Судя по всему, это был пробник-ответочка. Дегустация десерта отложена на потом. Но даже недельный простой — существенный удар по экономике Казахстана. Бюджет страны чрезвычайно зависит от продажи нефти. Доходная его часть примерно на 60% обеспечиваются добычей и продажей нефти. А продажа в свою очередь завязана на трубу через территорию России. Да, у Казахстана есть порт Актау на Каспийском море и трубопровод в Китай. Но их совокупные возможности в три раза ниже, чем у российского трубопровода. И быстро создать альтернативу невозможно чисто технически.
Через российскую трубу Казахстан экспортирует почти 80% своей нефти. Недельная пауза — это потеря более одного миллиона тонн экспорта нефти. Россия, как транзитер, конечно, тоже рискует. И тоже несет потери. Но налицо асимметрия рисков. Для Казахстана закрытие российского маршрута несет несопоставимо большие издержки. Если он вообще откажется от российского экспорта и переориентируется на Азербайджан и Китай — одномоментно потеряет 40% доходов бюджета. Такое падение — катастрофа для его экономики.
Политические риски для обоих стран не уступают экономическим. Такие меры рано или поздно приведут к уничтожению Евразийского экономического союза. В мирное время такой сценарий — слишком дорогой даже для России. Но время-то сейчас не мирное. И Токаев первым переступил красную черту допустимого.
Шнурок и пурга
После выступления Токаева энергично взбодрились и заклокотали все казахстанские «нацики». Их понесло.
— Очень приятно было смотреть, как наш глава государства размазывает по стенке всю питерскую шпану, — витийствует в своих видеороликах известный казахстанский блогер, бывший член Национального Совета при президенте Казахстана Арман Шураев. — Наш президент хотел сказать, что не пройдет и года, как ДНР И ЛНР вернутся в родную украинскую гавань. У нас в Казахстане очень зрелое гражданское общество (Да ну? Особенно хорошо это продемонстрировал это недавний мятеж с погромами — И.М.). И подавляющая его часть желает победе украинцам над оккупантами из России. Сегодня украинцы проливают свою кровь в том числе и за будущее Казахстана.
Надежды Армана Шураева имеют под собой некие основания. Нынешней «элите степей», которая вчера еще дрожала и клацала зубами, словно кастаньетами, когда тысячная армия мародеров рвалась в столицу, окончательно изменил инстинкт самосохранения. Где был храбрый батыр Токаев, когда наэлектризованные полчища рвались в Астану? Почему никто не услышал его возвышенный голос, обращение к нации? Что, Касым-Жокарт вышел на площадь, демонстрируя волшебный дар пламенного трибуна, жег глаголом, взлетел в космические высоты риторики?
Нет же. Прятался где-то в лабиринтах казенных кабинетов. Затих, как мышь под веником. Не отсвечивал лишнего и тень не отбрасывал. А теперь — надо же, расхрабрился. Понесло Остапа. Путину стал публично пенять на распущенность российской прессы. И лицо при этом у вчерашнего тихушника — такое победно-ликующе. Вот, мол, я каков! Откуда только прыть появилась. В Казахстане в таких случаях говорят — «распустил язык, как шнурок».
А ведь кто-то ему этот шнурок развязал. Не сам президент принял решение. Явно не сам. И несет Касым-Жомарт Кемелевич именно ту пургу, которую ему «на язык другие шайтаны положили» (еще одна казахстанская пословица).
И я даже знаю, кто. Те самые шайтаны, что привели к власти «кокаиниссимуса Зеленского». И пообещали Токаеву все то же самое, и все по той же методичке — капиталы твои за рубежом не тронем, политубежище дадим, если хвост подпалят, деньжат полный подол насыплем, не жалко. Все одно у нас станок круглые сутки работает. А от тебя требуется только одно — России подгадить. Причем публично, на форуме.
И «токующий Токаев» послушно взял под козырек. И распустился шнурок, и помела пурга.
«Вы мне еще за Ермека ответите!»
Потерявшая берега нынешняя элита Казахстана делает все возможное, чтобы в недалекой исторической перспективе на собственной шкуре узнать, что такое денацификация. Как в свое время укроэлита, так и «элита степей» решила красиво лечь под Запад. А получится у них скорее всего, как укроэлиты: вместо красиво лечь — безобразно раскорячится. Да еще и с реками крови. Потому что после обещаний сохранить текущие на Запад капиталы последует ряд предложений, от которых невозможно будет отказаться — от размещения био- и химических лабораторий до установки ракет средней дальности с ядерными боеголовками. Ничего нового.
И России опять придется раздвигать свой геополитический «пояс безопасности».
Чем больше длится спецоперация на Украине, тем больше она вовлекает в свою воронку участников — откровенных и неявных. На днях, например, активизировались «прибалтийские шпроты». Литва решила примерить мантию «гиены Балтики», заблокировав сухопутный транзит из России в Калининград. Еще одним инстинкт самосохранения изменил… И со шпротами тоже придется что-то делать.
Кстати, сотни (если не тысячи) казахов участвуют в спецоперациях сегодня на стороне ДНР и ЛНР. Есть казахи-ополченцы. Много казахов-контрактников. Среди них — как уроженцы России, так и уроженцы Казахстана. И воюют они бок о бок с русскими, чеченцами, тувинцами и другим солдатами против украинского нацизма.
И если нам придется вслед за Украиной искоренять нацизм в Казахстане — именно они, а не токаевы и шураевы составят костяк будущей казахстанской элиты. А токаевы и шураевы будут лететь от них впереди собственного визга в сторону оффшоров на Крокодиловых островах.
А те, кто придут им на смену, собьют прикладами своих автоматов замки и засовы печально известного заведения РГУ ЛА 155/8, где сейчас томится в карцере пламенный патриот Казахстана правозащитник Ермек Тайчибеков, упрятанный за решетку русофобским режимом токующего про санкции и репутационные риски Токаева.
Таков неизбежный ход истории. В которую одни вошли, а другие вляпались — как всевозможные «кокаиниссимусы» и их многочисленные последователи.