Из-за того, что РФ не хочет соглашаться с неолиберальным порядком США, ее уже давно объявили врагом НАТО, заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров по итогам совещания министров иностранных дел прикаспийских государств в Ашхабаде. Политика альянса и США не изменится, если Россию признают угрозой.
Лавров напомнил, что некоторые западные лидеры регулярно выступают с заявлениями о недопустимости каких-либо переговоров с Россией, при этом призывают тратить больше денег на оружие для Украины из Европейского фонда мира. Линия, которую занял Запад в вопросе поставок оружия Украине, абсолютно контрпродуктивна и вредна.
Также страны подтвердили, что в регионе Каспийского моря исключено присутствие вооруженных сил некаспийских стран, а судоходство осуществляется только судами под флагом одного из прибрежных государств.
И вроде бы, Лавров не сказал ничего нового, но во всех его речах ясно читается сигнал Западу. На что он рассчитан? В Москве все еще рассчитывают, что Запад ее услышит?
— Скорее, в Москве понимают, что ведущие западные игроки сейчас держат паузу и ждут, какими будут хотя промежуточные итоги российской военной спецоперации в ближайшие несколько недель, — считает ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.
— Поэтому российское руководство также явно считает несвоевременным форсировать переговоры с этими державами.
Вспомним, как замглавы МИД РФ Сергей Рябков несколько дней назад предположил, что встреча Сергея Лаврова с госсекретарем США Энтони Блинкеном на полях министерской встречи G20 «не предвидится» и «не планируется», хотя сам руководитель Госдепартамента ответил менее определенно, призвав «следить за развитием событий».
«СП»: — Москва не раз пыталась договориться об общеприемлемых формах и методах обеспечения европейской безопасности. Однако ее продолжают игнорировать…
— Опять же — переговоры о европейской безопасности, даже если бы Россия и ведущие западные державы были готовы провести саммит по этой теме, получили бы шанс на определенные подвижки только после хотя бы временной стабилизации ситуации вокруг Украины. Например, если возникнет более-менее устойчивая линия соприкосновения между российскими войсками и ВСУ. То есть, когда станет видно, какие именно «карты» остались на руках и у Москвы, и у западных держав после прохождения очередного пика украинского кризиса.
«СП»: — Россию будет мало интересовать, будет ли президент Украины находиться на площадке саммита «Группы двадцати», который пройдет на Бали 15−16 ноября, заявил Лавров. Действительно ли это не создаст нам проблем на мероприятии? Насколько для нас важен этот саммит? Что он покажет или изменит?
— Будет иметь значение, каким будет ход российской военной спецоперации и какие промежуточные итоги санкционного кризиса будут наблюдаться к ноябрю. Понятно, что в формате G20 участвуют не только западные державы, но как минимум часть элит США и ЕС явно рассматривает этот саммит, как еще одну возможность «не закрывать полностью дверь» в отношениях с Россией, а возможно и активизировать диалог с Москвой в будущем.
Отсюда, например, заявление главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, не поддержавшей идею бойкота этого саммита в случае участия в нем Владимира Путина.
Участие в мероприятии Владимира Зеленского действительно вряд ли создаст принципиальные проблемы для российской стороны. Немало примеров, когда главы государств, находящихся в очень напряженных отношениях, принимают участие в одних и тех крупных международных мероприятиях — вспомним хотя бы Генассамблею ООН.
Переговоры Путин-Зеленский на полях G20 нельзя исключать полностью, но опять же важно, какими будут итоги российской военной спецоперации к ноябрю. Например, если положение украинского руководства будет очень сложным, а у западных игроков возобладает линия на компромисс с Москвой, такая встреча двух президентов может пройти даже в одной из стран-участниц ОДКБ, включая Белоруссию.
«СП»: — Россия готова рассматривать расширение БРИКС — это оправданная и своевременная дискуссия, считает Лавров. А от нашего рассмотрения что-то зависит? Будет ли организация расширяться дальше, и как мы можем укорить процесс?
— Собственно, активным сторонником расширения БРИКС является Китай. Например, концепция «БРИКС плюс», предполагающая привлечение стран, пока не входящих в организацию, к ее мероприятиям на системной основе, также в свое время была представлена в период председательства КНР — на саммите в китайском Сямэне в сентябре 2017 года.
В мае 2022 года по итогам встречи глав МИД стран БРИКС в онлайн-формате с призывом «рассмотреть стандарты и процедуры» процесса расширения группы также выступил глава МИД КНР Ван И.
Как известно, заявки на присоединение к группе подали Иран и Аргентина. Можно вспомнить, что глава МИД Аргентины Сантьяго Кафьеро в мае 2022 года также заявлял о готовности «двигаться к более тесной координации со странами БРИКС». Также в будущем шансы на присоединение к группе могут получить страны, с самого начала участвующие в формате «БРИКС плюс» — среди них, например, Египет, Мексика, Тайланд.
Будет иметь значение, чтобы кандидаты на присоединение к БРИКС не вызвали принципиальных возражений у действующих участников формата. Позиция России в рамках консультаций по этому вопросу тоже будет значение.
«СП»: — Лавров отметил, что страны каспийской «пятерки» подчеркнули значение сотрудничества в военной сфере и договорились ускорить работу над соглашением об укреплении мер доверия и военного взаимодействия на Каспии. Насколько это важно для России?
— Очень часто переговоры по Каспию в оборонной сфере в прессе обсуждаются именно в контексте поиска некаспийскими державами обходных путей для присутствия своих вооруженных сил в регионе.
Отсюда, например, популярные слухи о возможности появления военных баз США в прикаспийских регионах Казахстана, которые не раз приходилось опровергать официальным лицам из Нур-Султана. Или обсуждение перспектив взаимодействия по Каспию Баку и Анкары — вспомним, например, азербайджано-турецкие учебно-тренировочные занятия групп подводного нападения и обороны, проходившие в сентябре 2021 года.
Однако реализация новых нефтегазовых проектов на Каспии и повышение транзитного потенциала региона будет подталкивать сами региональные державы к укреплению своих военных возможностей в этой зоне. Это еще один мотив для обсуждения спорных вопросов в этой сфере уже на нынешнем этапе. Также не будем забывать, что для России использования своих сил на Каспии — важный фактор реализации своей политики и за пределами этого региона. Вспомним хотя бы роль, которую силы Каспийской флотилии ВМФ РФ играли в нанесении ракетных ударов по целям в Сирии.
— Российские официальные лица должны на высшем уровне постоянно проговаривать свою позицию, — уверен доцент Финансового университета при правительстве РФ Геворг Мирзаян.
— По всем вопросам, которые поднял Лавров. И нужно понимать, что в данных вопросах выше Лаврова только Путин — который российскому министру не перечит. Услышит же его Запад — это дело Запада. Но мы слышим, что некоторые наши партнеры — те же французы — регулярно что-то там говорят о переговорах с Россией. Вот Лавров и озвучивает базовые российские позиции.
«СП»: — По словам Лаврова, политика США и НАТО никак не изменится, если альянс объявит Россию угрозой. Зачем тогда он это делает?
— Затем, что США и НАТО необходимо продолжать давить на Россию. Регулярно вводить какие-нибудь новые санкции или демонстрировать активность. Вот и демонстрируют. Кроме того, не стоит забывать, что США хотят под сурдинку этого кризиса усилить свое военно-политическое присутствие в Восточной Европе. Вот, собственно, новые стратегические документы НАТО и планы по 300-тысячному контингенту являются частью этой стратегии
«СП»: — По словам Лаврова, «если наши слова, наши доводы полностью игнорируются, мы будем делать выводы о том, как дальше вести дела с нашими западными соседями». Эти выводы до сих пор не сделаны? Если сделаны, в чем они?
— Эти выводы уже сделаны, и одним из этих выводов является начало российской специальной военной операции на Украине. Выводы заключаются в том, что если Запад не готов искать с нами компромисс, то мы защищаем наши интересы теми методами, которые мы считаем нужными. Но это не означает, что наши выводы окончательные. Если Запад готов вернуться к переговорам с нами, сущностным переговорам, то мы можем выводы и пересмотреть.
«СП»: — Сегодня на Западе много говорят о провале тактики изоляции России. Это их недоработка или наша заслуга? По-вашему, насколько события после того, как СШ и НАТО отвергли диалог с нами в начале года, а потом — 24 февраля изменили мир? БРИКС расширяется впервые за много лет, в НАТО и ЕС постоянные расколы — что еще можно выделить в качестве признаков перемен, и насколько эти сдвиги тектонические?
— Сдвиги тектонические. 24 февраля действительно стало водоразделом между старым миром и новым миром. Однако каким конкретно будет новый мир, на сегодняшний день сказать сложно. Сам факт расширения БРИКС, неспособность устроить изоляцию России представляют собой черты нового мира. Но каким он будет, пока непонятно. Всё зависит от того, как, когда и в каких масштабах закончится российская специальная военная операция.