Сокращение фракции партии президента Франции Эммануэля Макрона в парламенте повысило вероятность проведения в стране референдума о выходе из Евросоюза с положительным исходом для его организаторов, пишет британская Daily Express.
Газета напоминает, что на минувших выборах коалиция Макрона «Вместе» лишилась 44 мест в парламенте и тем самым потеряла большинство. Другим ударом по президенту, по ее мнению, стали крайне успешные результаты оппозиции — рекордные цифры правой Марин Ле Пен и левого Жан-Люка Меланшона.
Теперь, уверены авторы издания, французскому лидеру придется либо создавать коалицию, либо формировать правительство меньшинства, что означает необходимость договариваться с оппозицией по каждому законопроекту. Если же Макрон провалит и эту задачу, его ждет «кошмарная перспектива» — досрочное голосование.
«Но после своего недавнего провала на выборах президент Франции может быть вынужден уступить давлению Frexit и объявить внеочередной референдум о членстве Франции в Европейском союзе», — говорится в публикации.
Издание приводит слова члена движения «Поколение Frexit» Эрика Нуара, который назвал Макрона воплощением европеизма и заявил, что тот сейчас настолько ослаблен, что не может оставаться у власти.
«Естественно, в силу обстоятельств вопрос о нашем членстве в ЕС наложится на общественную дискуссию и станет в ней центральным», — отметил он.
Нуар считает, что оппозиции придется определиться с отношением к членству в ЕС и выступить за референдум о дальнейшем участии в организации.
В свою очередь, глава «Поколения Frexit» Шарль-Анри Галуа уверен, что давление сторонников выхода из ЕС на Макрона будет усиливаться на фоне итогов недавних выборов.
«Я думаю, у настоящих патриотов есть историческая возможность объединиться на европейских выборах. Союз должен быть вокруг одной идеи — референдума о членстве в ЕС», — сказал он, добавив, что считает такое голосованием лучшим способом совершить Frexit. Понято, что французские евроскептики рассуждают предвзято. Но раз об этом пишет британская газета, хорошо осведомленная, каким образом страны покидают Евросоюз…
Напомним, что шесть лет назад правящие британские консерваторы пошли на референдум по выходу из ЕС, идя навстречу пожеланиям населения. Однако будучи уверенными, что большинство не поддержит эту инициативу. Однако в итоге большинство проголосовало за, что привело к длительному и мучительному как для страны, так и для ЕС процессу Brexit. Повторят ли французы тот же путь? Неужели, у Макрона все на самом деле так плохо?
— Ерунда. Макрон выиграл президентские выборы, а большинство полномочий во Франции находятся в руках президента, — подчеркивает доцент Финансового Университета при Правительстве РФ Геворг Мирзаян.
— Да, ему придётся создавать правительство меньшинства или идти навстречу голлистам. Но это не повод выходить из Евросоюза.
«СП»: — Издание пишет, что Макрону придется идти на коалицию. Но с кем? Ни ультралевые, ни ультраправые не пойдут на это.
— Скорее всего, с голлистами (республиканцы, — Ред.). То есть с обычными правыми. Ну, пойдёт он им навстречу по ряду законопроектов, ничего страшного.
«СП»: — А насколько тяжело будет договариваться с оппозицией? Едва ли левые и правые объединятся против Макрона?
— Все так. Французская оппозиция раздроблена. У них нет какой-то общей линии и единой повестки. Тем более, что крайне левые и крайне правые друг друга не любят. А их не любят остальные. Поэтому Макрон всегда может лавировать, как он и делал, например, в ходе второго тура президентских выборов.
«СП»: — Действительно ли Макрон может уступить давлению Frexit и объявить внеочередной референдум о членстве Франции в Европейском союзе?
— Теоретически он может это сделать, но практически подобное не имеет смысла. Макрон не станет так рисковать, ведь на фоне больших экономических проблем, которые возникли в том числе и из-за не очень эффективного руководства со стороны Еврокомиссии, народ может действительно проголосовать за выход из Евросоюза. Макрон не собирается повторять ошибки британского правительства времен Тони Блэра. Тем более что он видит себя одним из лидеров объединённой Европы и Евросоюза.
«СП»: — А с чье стороны видится давление? Какие силы во французском политикуме этого требуют?
— Этого требуют крайне левые и крайне правые. Все они являются евроскептиками. Но, ещё раз, это радикальные силы. Да, они стали популярными из-за общего разочарования в традиционных французских партиях. Но это не означает, что Франция выходит из Евросоюза.
«СП»: — А население поддерживает? Какими могли бы быть итоги референдума?
— Я не знаю, нужно смотреть социологические исследования. Но, ещё раз, экономические проблемы Франции и еврозоны в целом усиливают разочарование в европейских институтах.
— Не будем забывать, что нынешний президентский срок для Эммануэля Макрона второй, то есть по действующим конституционным нормам последний, — отмечает ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.
— На фоне более слабой опоры действующего президента в парламенте в его же собственном лагере будет активнее вестись борьба между потенциальными претендентами на выдвижение на следующих президентских выборах. Понятно, что до этих выборов пока далеко, но тем не менее. Это может сделать коалицию сторонников президента в нижней палате парламента менее устойчивой.
«СП»: — Тем не менее, у них итак нет большинства. Что они будут делать в этих условиях?
— Из истории Пятой республики можно вспомнить, например, ситуацию после парламентских выборов 1988 года, когда правительству социалиста Мишеля Рокара приходилось в разных ситуациях опираться на поддержку либо коммунистов, либо части депутатов от правоцентристских сил, в зависимости от специфики законопроекта, принятия которого было необходимо добиться. Вполне вероятно, что команде Макрона придется вести сложные переговоры по любым значимым инициативам, по сути формируя ситуативные коалиции с разным составом для принятия разных законопроектов.
«СП»: — В своё время британские консерваторы тоже пошли на референдум из популистских убеждений, не очень веря, что сторонники выхода победят. Может ли такое повториться во Франции? Есть ли запрос на Frexit?
— Можно вспомнить, как в марте 2022 года исследование IFOP зафиксировало неоднозначные взгляды французских респондентов на положение своей страны в ЕС. С одной стороны, 45% опрошенных считали более приемлемой ситуацию с большим суверенитетом входящих в ЕС государств, а не европейских структур. С другой, все-таки лишь около трети респондентов тогда склонялись к возможности выхода страны из ЕС (доминировали такие идеи среди сторонников крайне правых политиков). То есть, пока больше вероятности, что многие французские граждане отнесутся к идее выхода из ЕС настороженно.