Министр иностранных дел России Сергей Лавров провел телефонный разговор с госсекретарем США Энтони Блинкеном, в ходе которого главы внешнеполитических ведомств обменялись мнениями по ситуации на Украине и проблематике двусторонних отношений. В том числе затронули тему возможного обмена заключенными между Вашингтоном и Москвой.
Напомним, ранее американские СМИ сообщили, что президент Джо Байден поддержал инициативу своей администрации, объявившей о готовности обменять российского бизнесмена Виктора Бута, отбывающего 25-летний срок заключения в американской тюрьме за намерение незаконно осуществить торговлю оружием на двух граждан США. Пола Уилана, осужденного в России к 16 годам за шпионаж, и баскетболистку Бриттни Грайнер, которой в нашей стране грозит 10 лет за контрабанду наркотиков.
В МИД РФ тогда уточнили, что хотя переговоры по данному вопросу ведутся, но конкретных результатов пока нет. В Кремле же вообще от комментариев отказались.
И вот теперь российское внешнеполитическое ведомство официально информировало, что обмен заключенными во время беседы Лаврова и Блинкена 29 июля обсуждался. Это подтвердил на брифинге и сам глава Госдепа.
Правда, если госсекретарь (по его собственному признанию) настаивал на формуле, предложенной Вашингтоном — т.е. одного Бута на Уилана и Грайнер. То Лавров постарался призвать коллегу к диалогу в режиме «тихой дипломатии» — без спекуляций и информационных вбросов.
Однако без лишнего шума не получилось.
Буквально «по горячим следам» российско-американских переговоров «сенсацию» выдал телеканал CNN. Якобы Москва запросила у США включить в список на обмен еще одного россиянина, помимо Виктора Бута.
По сведениям анонимных источников канала, речь идет о Вадиме Красикове, осужденном в Германии на пожизненное заключение по делу об убийстве в Берлине летом 2019 года гражданина Грузии Зелимхана Хангошвили — бывшего полевого командира времен Чеченской войны. Утверждается, что ранее в июле российская сторона передала соответствующий запрос американцам «через неофициальный канал ФСБ». Однако в Вашингтоне его расценили, как «проблематичный» — из-за неформального статуса просьбы и места отбывания наказания.
Собеседник CNN в правительстве ФРГ рассказал, что американские официальные лица, тем не менее, направили Берлину запрос, чтобы узнать, готовы ли в Германии рассмотреть такую возможность. Но, как ему известно, на высоком уровне эта проблема не обсуждалась.
Вместе с тем, сразу несколько источников телеканала предположили, что даже если согласовать выдачу Красикова не удастся, Россия, вероятней всего, запросит двух заключенных в обмен на Уилана и Грайнер.
Ну, вообще-то, это в любом случае было бы и логично, и справедливо. Непонятно только, почему вдруг обмен Красикова стал для американцев «проблематичным». Власти Германии фактически целиком подотчетны Соединенным Штатам, и Вашингтону достаточно намекнуть — Шольц встанет по стойке смирно.
Прокомментировать ситуацию «СП» попросила политолога, заместителя директора Института истории и политики МПГУ Владимира Шаповалова:
— Напомню, что достаточно большое количество россиян захвачено американцами за последние годы. Виктор Бут — это отельная история, он уже очень давно находится в местах лишения свободы. Но если рассматривать ситуацию в целом, то практически каждый год Соединенные Штаты буквально охотятся за гражданами России, по самым вздорным, нелепым поводам их захватывают, судят и заключают в свои тюрьмы. Причем, эта охота идет по всему миру — Таиланд, Чехия, Греция, Италия, Германия. Фактически в самых разных странах мира по щелчку, по требованию со стороны Вашингтона наши граждане подвергаются риску быть схваченными, и потом оказаться в американских застенках.
Это неприкрытая охота за россиянами с вполне понятными целями — из них, таким образом, делают заложников.
Россия постоянно обращает на это внимание. Российские дипломаты, негосударственные и государственные структуры постоянно работают над тем, чтобы освободить наших сограждан. И некоторые успехи в этом направлении есть. Мы можем вспомнить пример Марии Бутиной, которая провела в американской тюрьме полтора года по совершенно надуманному обвинению. А совсем недавно состоялся обмен «один на один» российского летчика Константина Ярошенко на американца Тревора Рида. Это нормальный, соразмерный обмен.
Что касается ситуации с обменом Бута на двух американцев, то, конечно, это никакие не переговоры, никакой не обмен, а просто-напросто пиар-акция Байдена к выборам.
«СП»: — Кто мешает ему «к выборам» осуществить обмен по формуле «два на два»?
— Дело, разумеется, не столько в персоне Красикова, сколько в том, что Соединенные Штаты должны продемонстрировать своим согражданам несколько тезисов.
Первый — «мы своих не бросаем. Каждый американец должен вернуться на родину, домой, и именно благодаря действиям президента страны, который спасает своих сограждан». Второй — «мы — сверхдержава, и поэтому мы заставляем всех остальных идти на неравноценные обмены: два гражданина США на одного гражданина России».
Понятно, для нас важен каждый гражданин. И если потребуется для обмена не два, а пять или, может быть, больше американских граждан в соответствующей ситуации, я уверен, на это можно пойти.
Но в данном случае, очевидно, это спецоперация. Пиар-акция, которую проводят американцы. Потому что обмены настоящие не совершаются публично в информационном пространстве.
А здесь мы видим, что США сначала заявили о том, что они планируют переговоры с Россией, и озвучили формат обмена. То есть, никаких договоренностей еще не было, взаимных требований высказано не было, а уже была обозначена эта позиция.
Конечно, это пиар-акция, с одной стороны, и самого грубого шантажа — с другой. Если Москва соглашается на данную формулу, это означает, что она подчинилась. Что американцы диктуют свою волю, свои условия. И как они захотят, так и будет.
По большому счету, мы видим, такой момент.
«СП»: — Почему, по-вашему, именно сейчас появился этот «слив» про Красикова?
— Вне зависимости от того, реальная эта информация или нет, мы видим, что на Западе в последнее время (и в США, и во Франции, и в Великобритании, и др. странах) — «хорошими манерами» считается предавать гласности переговоры высокопоставленных лиц отдельных государств. Записывать их, а потом транслировать в эфире. Или, если не полностью транслировать, как было у Макрона с Путиным, то, во всяком случае, передавать содержание.
Собственно, это тоже форма давления и шантажа.
Соединенные Штаты делают процесс, который должен быть приватным, закрытым, потому что дипломатия все-таки не терпит суеты и ангажированности, максимально открытым, давая в эфир, естественно, свою собственную версию, не согласованную с противоположной стороной, являющуюся ангажированной, а зачастую, сфальсифицированной.
Это как раз то, что мы видим в данном случае.
Я думаю, ситуацию с Красиковым мы должны понимать следующим образом.
Хангошвили — известный террорист. Его преступные деяния не подлежат сомнению. Германия, как и другие страны Запада, предоставляет убежище террористам. К чему это приводит, все видели в ходе теракта на Бостонском марафоне в Америке. Зачастую террористы, которых скрывают западные страны, совершают теракты или способствуют совершению терактов в тех же самых странах. Мягко говоря, это очень неосторожная политика.
Делает это, вне всякого сомнения, при поддержке, а, может быть, по прямому указанию США.
«СП»: — Так ведь немцы еще утверждают, что Красиков действовал по указанию государства. И при вынесении приговора доводы Москвы о непричастности к убийству Хангошвили вообще во внимание не брались.
— Вне зависимости от того, причастен Красиков, не причастен к ликвидации террориста Хангошвили, действия в отношении нашего гражданина являются абсолютно незаконными и несоответствующими требованиям и нормам права. С точки зрения России, Красиков, как человек пострадавший от репрессивных действий ФРГ, безусловно, должен быть на свободе. И конечно, наша страна будет бороться за его освобождение. При самой первой возможности — когда такая возможность появится — Россия, думаю, обеспечит обмен, при котором Красиков должен оказаться на свободе.
Пожелаю все-таки успешного развития этому процессу обмена. Но в достаточной степени сомневаюсь в его эффективности, поскольку, похоже, США в данном случае не преследуют цели гуманитарные.
Они преследуют совершенно иные цели — цели доминирования в информационной повестке, распространения той версии, которая им выгодна. Ну, и Байдену с его позорно низкими рейтингами нужно набирать очки перед ноябрьскими выборами.