Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Политика / Санкции
6 августа 2022 17:55

Санкций США против Ирана и России только сплотили и усилили противников Америки

Партнерство между Москвой и Тегераном может создать серьезные угрозы интересам безопасности Запада

4882
На фото: главы МИД России Сергей Лавров и Ирана Хосейн Амир Абдоллахиан (слева направо) во время встречи в Иране
На фото: главы МИД России Сергей Лавров и Ирана Хосейн Амир Абдоллахиан (слева направо) во время встречи в Иране (Фото: AP Photo/Vahid Salemi/ТАСС)

Вашингтон все чаще прибегает к экономическим санкциям для решения своих проблем в области безопасности как с Россией, так и с Ираном, но эти отдельные усилия взаимодействуют таким образом, что рискуют иметь неприятные последствия, а не способствовать укреплению безопасности США и региона.

В Иране санкции США успешно ослабили экономику Тегерана, но непреднамеренно вызвали внутреннее сопротивление продолжающимся переговорам и помешали дипломатическим усилиям по сворачиванию спорной ядерной программы этой страны.

Аналогичным образом, санкции против России, последовавшие за ее вторжением на Украину, первоначально сократили ее ВВП, но с тех пор побудили Москву искать новых союзников и рынки сбыта, тем самым уменьшая принудительную силу санкций и укрепляя связи Кремля с партнерами, готовыми подорвать усилия Запада по его изоляции.

Таким образом, отдельные усилия по введению санкций непреднамеренно побудили две наиболее насущные для Вашингтона угрозы региональному миру к расширению их экономического сотрудничества и сотрудничества в области безопасности.

Иран

Администрация Трампа возобновила всеобъемлющие санкции против ядерной программы Ирана в 2018 году и расширила их в 2019 и 2020 годах, заблокировав иностранные активы Ирана на миллиарды долларов, резко сократив доходы от экспорта нефти, на которые полагается правительство страны, и на время погрузив экономику в рецессию.

Однако вместо того, чтобы поставить Исламскую Республику на колени, это давление непреднамеренно усилило внутриполитическую власть сторонников жесткой линии Тегерана и усилило общественную поддержку рискованной ядерной деятельности, запрещенной в соответствии с ядерной сделкой 2015 года, или СВПД. Один опрос 2021 года, проведенный Центром международных исследований и исследований в области безопасности Университета Мэриленда, показал, что три четверти иранской общественности поддерживают растущую ядерную деятельность Тегерана, которая позволила Ирану удвоить свое оспариваемое ядерное обогащение и накопление запасов даже перед лицом международного давления.

Результатом стало то, что с момента повторного введения санкций Иран увеличил свои запасы высокообогащенного урана, расширил свои возможности по обогащению, чтобы производить больше топлива, и заменил более умеренное руководство в Тегеране сторонниками жесткой линии, менее готовыми идти на компромисс с Вашингтоном. Политический климат Ирана и его растущее сопротивление санкциям создали возможности для использования — посредством расширения двустороннего и энергетического сотрудничества с Россией, — соглашения о новом прямом торговом маршруте и передачи военных технологий, которые обходят санкции и подрывают усилия США на обоих фронтах.

Россия

Вскоре после того, как в Вене возобновился последний раунд переговоров между «пятеркой плюс один» (США, Великобритания, Великобритания, Франция, Китай и Россия плюс Германия) с Ираном, Россия начала спецоперацию на Украине, положив начало казалось бы не связанному с ней кризису между ключевыми участниками СВПД. Затем Соединенные Штаты возглавили международные усилия, поддерживаемые 40 государствами со всего мира, по введению широких и болезненных санкций против Москвы.

Объединенные санкции США и их союзников первоначально привели, по оценкам, к 11-процентному сокращению ВВП России и к значительной девальвации рубля. Первоначально эти усилия приветствовались за скорость, с которой западные промышленно развитые союзники коллективно заявили о своем несогласии с СВО и, как им казалось, препятствовали военным усилиям России.

Однако после первоначального удара санкций в феврале России удалось существенно стабилизировать свою экономику — рубль в настоящее время восстановился до уровня, существовавшего до 24 февраля, — как и доходы от продажи нефти, частично за счет обхода ограничений санкций.

Москва попыталась извлечь выгоду из своей позиции на переговорах по Ирану и своих региональных экономических рычагов, чтобы смягчить последствия новых санкций, с которыми она столкнулась из-за украинского кризиса. Россия потребовала от США «письменных гарантий» того, что на сотрудничество Москвы с Ираном не повлияют санкции, с которыми Россия столкнулась за свои операции на Украине, предоставив Кремлю искать другие пути смягчения санкций.

Партнерство с Ираном не только полезно для российских усилий по борьбе с санкциями; оно также служит интересам безопасности Москвы. Поскольку список потенциальных партнеров у России сокращается, у нее появляется все больше стимулов для укрепления отношений с другими государствами, разделяющими с ней общие интересы.

Опасное партнерство

Хотя сотрудничество, даже ядерное, между Тегераном и Москвой не является чем-то новым, в последние годы оно стало менее важным. Действительно, российская помощь в санкциях Группы 5+1 против Ирана в 2012 году, как сообщается, сыграла ключевую роль в конечном итоге в достижении СВПД. Но есть также хороший исторический прецедент, который говорит о том, что Россия не полностью привержена международной ядерной сделке с Ираном и что изменение геополитического давления может заставить ее предпочесть Иран, занимающийся ядерным распространением и находящийся в конфликте с Вашингтоном, а не быть дружественной Западу.

Например, разведка США подсчитала, что в 1990-х и начале 2000-х годов Россия поставляла Ирану ядерные технологии двойного назначения (или пригодные для создания оружия) под видом гражданской энергетики, включая строительство ядерного реактора в Бушере, который, как опасался Вашингтон, может ускорить программу создания оружия. Россия также в лучшем случае неоднозначно относилась к СВПД, когда он был подписан в 2015 году.

«Россия не хотела, чтобы соглашение увенчалось успехом, — заявил бывший министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф в просочившейся аудиозаписи, — потому что нормализация отношений Ирана с Западом не отвечала интересам Москвы». И только в марте этого года Россия снова продемонстрировала, что ее приверженность неядерному Ирану сохраняется только до тех пор, пока это политически целесообразно; в частности, когда это связано с ослаблением международных санкций, с которыми Москва столкнулась из-за конфликта на Украине.

Сейчас, когда недавние события поставили и Россию, и Иран под прицел санкций США, обе страны ищут новые пути сотрудничества, которые обходят американский и международный надзор, подрывают рычаги влияния Вашингтона на обоих фронтах и дают России возможность сорвать СВПД, если маятник ее ядерных предпочтений качнется в обратную сторону.

Зарождающееся сотрудничество между Тегераном и Москвой в последние месяцы становится все более очевидным. В конце мая они подписали соглашение, которое расширило сотрудничество в области энергетики. Только за первый квартал 2022 года двусторонняя торговля выросла более чем на 10 процентов. Стороны также обсудили расширение сотрудничества в области ядерной энергетики по той же модели, что и построенная Россией АЭС в Бушере. Во время своего визита в Тегеран в прошлом месяце министр иностранных дел России Сергей Лавров отметил, что обе страны столкнулись с далеко идущими санкциями США и что более тесное сотрудничество могло бы противостоять «негативному влиянию эгоистичной линии, проводимой Соединенными Штатами и их сателлитами».

Военные аспекты этих связей теперь стали еще более очевидными, когда в июле Иран, как сообщается, согласился предоставить России несколько сотен беспилотных летательных аппаратов, способных нести оружие и вести наблюдение, предполагая, что упомянутое Лавровым сотрудничество не будет ограничиваться мирными гражданскими секторами.

Партнерство между Москвой и Тегераном, основанное на взаимной решимости противостоять западному влиянию, может создать серьезные угрозы интересам безопасности США и Запада, особенно на Ближнем Востоке, включая распространение ядерного оружия. Риск заключается в том, что санкции, которые Вашингтон все чаще применяет для противодействия этим угрозам безопасности, на самом деле могут создавать новые пути, которые непреднамеренно подрывают его цели в будущем.

Совместив риск распространения ядерного оружия и агрессивную ядерную сверхдержаву, санкции помогли создать дестабилизирующее партнерство, которое будет трудно разрушить.

Авторы: Ариэль Петрович — Ariel Petrovic — ассистент профессора-исследователя в Школе государственной политики Университета Мэриленда, научный сотрудник Отдела управления атомной отраслью в Белферовском центре науки и международных отношений Гарвардской школы Кеннеди и нерезидентный научный сотрудник Института Куинси.

Райан Уайт — Ryan White — Специализируется на журналистике и истории, уделяя особое внимание национальной безопасности Соединенных Штатов в каждой из дисциплин. Стажировался в качестве репортера в таких новостных изданиях, как Defense News и Capital News Service, где освещал такие темы, как Внешнеполитическая служба США и Государственная партнерская программа Национальной гвардии.

Источник

Последние новости
Цитаты
Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

Буев Владимир

Президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства

Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня