Вашингтон все чаще прибегает к экономическим санкциям для решения своих проблем в области безопасности как с Россией, так и с Ираном, но эти отдельные усилия взаимодействуют таким образом, что рискуют иметь неприятные последствия, а не способствовать укреплению безопасности США и региона.
В Иране санкции США успешно ослабили экономику Тегерана, но непреднамеренно вызвали внутреннее сопротивление продолжающимся переговорам и помешали дипломатическим усилиям по сворачиванию спорной ядерной программы этой страны.
Аналогичным образом, санкции против России, последовавшие за ее вторжением на Украину, первоначально сократили ее ВВП, но с тех пор побудили Москву искать новых союзников и рынки сбыта, тем самым уменьшая принудительную силу санкций и укрепляя связи Кремля с партнерами, готовыми подорвать усилия Запада по его изоляции.
Таким образом, отдельные усилия по введению санкций непреднамеренно побудили две наиболее насущные для Вашингтона угрозы региональному миру к расширению их экономического сотрудничества и сотрудничества в области безопасности.
Иран
Администрация Трампа возобновила всеобъемлющие санкции против ядерной программы Ирана в 2018 году и расширила их в 2019 и 2020 годах, заблокировав иностранные активы Ирана на миллиарды долларов, резко сократив доходы от экспорта нефти, на которые полагается правительство страны, и на время погрузив экономику в рецессию.
Однако вместо того, чтобы поставить Исламскую Республику на колени, это давление непреднамеренно усилило внутриполитическую власть сторонников жесткой линии Тегерана и усилило общественную поддержку рискованной ядерной деятельности, запрещенной в соответствии с ядерной сделкой 2015 года, или СВПД. Один опрос 2021 года, проведенный Центром международных исследований и исследований в области безопасности Университета Мэриленда, показал, что три четверти иранской общественности поддерживают растущую ядерную деятельность Тегерана, которая позволила Ирану удвоить свое оспариваемое ядерное обогащение и накопление запасов даже перед лицом международного давления.
Результатом стало то, что с момента повторного введения санкций Иран увеличил свои запасы высокообогащенного урана, расширил свои возможности по обогащению, чтобы производить больше топлива, и заменил более умеренное руководство в Тегеране сторонниками жесткой линии, менее готовыми идти на компромисс с Вашингтоном. Политический климат Ирана и его растущее сопротивление санкциям создали возможности для использования — посредством расширения двустороннего и энергетического сотрудничества с Россией, — соглашения о новом прямом торговом маршруте и передачи военных технологий, которые обходят санкции и подрывают усилия США на обоих фронтах.
Вскоре после того, как в Вене возобновился последний раунд переговоров между «пятеркой плюс один» (США, Великобритания, Великобритания, Франция, Китай и Россия плюс Германия) с Ираном, Россия начала спецоперацию на Украине, положив начало казалось бы не связанному с ней кризису между ключевыми участниками СВПД. Затем Соединенные Штаты возглавили международные усилия, поддерживаемые 40 государствами со всего мира, по введению широких и болезненных санкций против Москвы.
Объединенные санкции США и их союзников первоначально привели, по оценкам, к 11-процентному сокращению ВВП России и к значительной девальвации рубля. Первоначально эти усилия приветствовались за скорость, с которой западные промышленно развитые союзники коллективно заявили о своем несогласии с СВО и, как им казалось, препятствовали военным усилиям России.
Однако после первоначального удара санкций в феврале России удалось существенно стабилизировать свою экономику — рубль в настоящее время восстановился до уровня, существовавшего до 24 февраля, — как и доходы от продажи нефти, частично за счет обхода ограничений санкций.
Москва попыталась извлечь выгоду из своей позиции на переговорах по Ирану и своих региональных экономических рычагов, чтобы смягчить последствия новых санкций, с которыми она столкнулась из-за украинского кризиса. Россия потребовала от США «письменных гарантий» того, что на сотрудничество Москвы с Ираном не повлияют санкции, с которыми Россия столкнулась за свои операции на Украине, предоставив Кремлю искать другие пути смягчения санкций.
Партнерство с Ираном не только полезно для российских усилий по борьбе с санкциями; оно также служит интересам безопасности Москвы. Поскольку список потенциальных партнеров у России сокращается, у нее появляется все больше стимулов для укрепления отношений с другими государствами, разделяющими с ней общие интересы.
Хотя сотрудничество, даже ядерное, между Тегераном и Москвой не является чем-то новым, в последние годы оно стало менее важным. Действительно, российская помощь в санкциях Группы 5+1 против Ирана в 2012 году, как сообщается, сыграла ключевую роль в конечном итоге в достижении СВПД. Но есть также хороший исторический прецедент, который говорит о том, что Россия не полностью привержена международной ядерной сделке с Ираном и что изменение геополитического давления может заставить ее предпочесть Иран, занимающийся ядерным распространением и находящийся в конфликте с Вашингтоном, а не быть дружественной Западу.
Например, разведка США подсчитала, что в 1990-х и начале 2000-х годов Россия поставляла Ирану ядерные технологии двойного назначения (или пригодные для создания оружия) под видом гражданской энергетики, включая строительство ядерного реактора в Бушере, который, как опасался Вашингтон, может ускорить программу создания оружия. Россия также в лучшем случае неоднозначно относилась к СВПД, когда он был подписан в 2015 году.
«Россия не хотела, чтобы соглашение увенчалось успехом, — заявил бывший министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф в просочившейся аудиозаписи, — потому что нормализация отношений Ирана с Западом не отвечала интересам Москвы». И только в марте этого года Россия снова продемонстрировала, что ее приверженность неядерному Ирану сохраняется только до тех пор, пока это политически целесообразно; в частности, когда это связано с ослаблением международных санкций, с которыми Москва столкнулась из-за конфликта на Украине.
Сейчас, когда недавние события поставили и Россию, и Иран под прицел санкций США, обе страны ищут новые пути сотрудничества, которые обходят американский и международный надзор, подрывают рычаги влияния Вашингтона на обоих фронтах и дают России возможность сорвать СВПД, если маятник ее ядерных предпочтений качнется в обратную сторону.
Зарождающееся сотрудничество между Тегераном и Москвой в последние месяцы становится все более очевидным. В конце мая они подписали соглашение, которое расширило сотрудничество в области энергетики. Только за первый квартал 2022 года двусторонняя торговля выросла более чем на 10 процентов. Стороны также обсудили расширение сотрудничества в области ядерной энергетики по той же модели, что и построенная Россией АЭС в Бушере. Во время своего визита в Тегеран в прошлом месяце министр иностранных дел России Сергей Лавров отметил, что обе страны столкнулись с далеко идущими санкциями США и что более тесное сотрудничество могло бы противостоять «негативному влиянию эгоистичной линии, проводимой Соединенными Штатами и их сателлитами».
Военные аспекты этих связей теперь стали еще более очевидными, когда в июле Иран, как сообщается, согласился предоставить России несколько сотен беспилотных летательных аппаратов, способных нести оружие и вести наблюдение, предполагая, что упомянутое Лавровым сотрудничество не будет ограничиваться мирными гражданскими секторами.
Партнерство между Москвой и Тегераном, основанное на взаимной решимости противостоять западному влиянию, может создать серьезные угрозы интересам безопасности США и Запада, особенно на Ближнем Востоке, включая распространение ядерного оружия. Риск заключается в том, что санкции, которые Вашингтон все чаще применяет для противодействия этим угрозам безопасности, на самом деле могут создавать новые пути, которые непреднамеренно подрывают его цели в будущем.
Совместив риск распространения ядерного оружия и агрессивную ядерную сверхдержаву, санкции помогли создать дестабилизирующее партнерство, которое будет трудно разрушить.
Авторы: Ариэль Петрович — Ariel Petrovic — ассистент профессора-исследователя в Школе государственной политики Университета Мэриленда, научный сотрудник Отдела управления атомной отраслью в Белферовском центре науки и международных отношений Гарвардской школы Кеннеди и нерезидентный научный сотрудник Института Куинси.
Райан Уайт — Ryan White — Специализируется на журналистике и истории, уделяя особое внимание национальной безопасности Соединенных Штатов в каждой из дисциплин. Стажировался в качестве репортера в таких новостных изданиях, как Defense News и Capital News Service, где освещал такие темы, как Внешнеполитическая служба США и Государственная партнерская программа Национальной гвардии.