
Госдума приняла в третьем чтении проект федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012—2013 годов. Согласно документу, расходы бюджета будут расти вопреки падению доходов. «За» принятие документа проголосовали 314 депутатов (только «единороссы»), против — 89. Один депутат воздержался.
Согласно проекту, доходы планируются в объеме 8,8 трлн руб., расходная часть — 10,6 трлн руб. Таким образом, дефицит составит 1,8 трлн руб. (3,6% ВВП), что ниже уровня текущего года.
Инфляция не должна превысить 6,5%. По ценам на нефть прогноз консервативен: в проект бюджета на 2011 год закладывается текущая стоимость — $75 за баррель. Больше всего расходы вырастут по сравнению с 2010 годом на обслуживание государственного и муниципального долга (на 39,1%), на охрану окружающей среды (26,7%), финансирование физкультуры и спорта (25%), на национальную оборону (18,8%). Снизятся расходы на социальную политику и жилищно-коммунальное хозяйство.
Как скажется новый бюджет на жизни России, рассуждает секретарь ЦК КПРФ, депутат Госдумы Леонид Калашников .
«СП»: — Леонид Иванович, чиновники называют новый трехлетний бюджет «бюджетом модернизации». Модернизация — задача, поставленная президентом. КПРФ против модернизации?
— Если на клетке слона прочтешь надпись «буйвол», не верь глазам своим. Это не я, это Козьма Прутков сказал. Если про бюджет сказано, что это «бюджет модернизации», а все его цифры говорят о другом, то что мы должны подумать?
Ведь заложенные в проекте бюджета инвестиционные расходы не только не увеличиваются, а, напротив, резко сокращаются. Если в 2011 году объем федеральной адресной инвестиционной программы составит около 900 миллиардов рублей, то уже в 2012 году он будет сокращен до 700 млрд рублей, а к 2013 году — и вовсе до 650 млрд рублей. А с учетом инфляции это означает падение инвестиций на 35−40%. Аналогичная динамика прослеживается и с федеральными целевыми программами — их объем сокращается с 900 млрд рублей в 2011 году до 800 млрд рублей в 2013 году. Расходы на воспроизводство минерально-сырьевой базы снижаются с 22 до 16 миллиардов рублей соответственно, на лесное хозяйство — с 32 до 22 миллиардов рублей, на господдержку малого и среднего бизнеса — с 16 до 4 миллиардов рублей.
Как вам кажется, может быть модернизация без инвестиций? Это ведь сродни попытки наращивать мышцы, перейдя на диету концлагеря Бухенвальд.
Ну, какой это бюджет модернизации? Этим бюджетом правительство признается в своей неспособности вывести страну из кризиса даже через три года. Несмотря на то, что многие чиновники уже не раз заявляли, что кризис практически миновал. Но цифры бюджета говорят больше слов. На 2011 год запланирован почти 2-х триллионный дефицит бюджета (17% от расходной части), на 2012 и 2013 годы намечен примерно 15%-й дефицит. А ведь до кризиса у нас бюджеты с профицитом верстались.
«СП»: — Ваш лидер Зюганов назвал этот бюджет «бюджетом долговой ямы». Почему?
— Потому что правительство в этом бюджете прямо провозглашает курс на долговую кабалу.
Сначала о внутреннем долге. Еще в начале 2010 года общий объем государственного внутреннего долга составлял 2 триллиона рублей, что по величине было почти равно Резервному фонду страны. Но уже к концу текущего года Резервный фонд будет практически исчерпан, и начнется стремительный рост госдолга. В 2013 году согласно проекту бюджета внутренний долг должен вырасти уже почти до 9 триллионов рублей, то есть более чем в 4 раза.
Теперь о внешнем долге. На конец 2011 года запланирован предел для внешнего государственного долга в 55 миллиардов долларов США, а на конец 2013 года — уже 75 миллиардов. То есть, всего за три года предполагается удвоить внешний государственный долг России и довести его до половины суммы долга конца ельцинской эпохи.
И такой бурный рост внешнего госдолга запланирован, несмотря на то, что цены на нефть, газ и другие важнейшие продукты сырьевого экспорта России сейчас в несколько раз выше показателей 1990-х годов.
Особенно тревожно, что стремительный рост внешнего госдолга планируется страной, уже имеющей гигантский корпоративный внешний долг. Внешние долги российских компаний уже достигают почти полутриллиона долларов США. Это уже существенно больше суммы золотовалютных резервов России. Причем большая часть компаний-должников тесно связана с государством. В этих компаниях крупные государственные пакеты акций. Кроме того, эти компании, как принято говорить, являются «слишком большими, чтобы упасть». То есть, их крах неизбежно вызовет крах значительной части российской экономики. В силу этого очевидно, что значительную часть этого гигантского корпоративного долга придется так или иначе погашать российскому государству.
В совокупности с планируемым ростом госдолга это может привести к тому, что обслуживание долга и госпомощь компаниям-должникам к середине 2010-х годов станут главными расходными статьями российского госбюджета. Что само по себе полностью исключит сколько-нибудь масштабную модернизацию российской экономики. На модернизационные проекты просто не хватит средств.
Кроме того, пойдя этим путем, мы неизбежно станем страной с ограниченным суверенитетом. Ну, судите сами: сможем ли мы, скажем, еще раз помочь Южной Осетии отстоять независимость, если в это время у нас выплата пенсий и зарплат бюджетникам будет напрямую зависеть от получения с Запада очередного транша?
«СП»: — А что, кстати, будет с Пенсионным фондом? Ведь он сейчас уже получает дотации из бюджета?
— Совершенно верно. В 2011 году на покрытие дефицита Пенсионного фонда будет направлено 2,3 триллиона рублей, в 2012 году — 2,5 триллиона рублей, а в 2013 году — 2,8 триллиона рублей. Таким образом, даже резкое повышение ставки страховых взносов в Пенсионный фонд с 20 до 26% не только не позволит сбалансировать бюджет фонда, а потребует постоянно возрастающих перечислений из федерального бюджета.
«СП»: — Ну, может быть, у России сейчас просто нет выбора? Без новых долгов невозможно покрыть бюджетные расходы? Не получится платить зарплаты и пенсии?
— Это не так. Наша партия, да и многие оппозиционные экономисты, сформулировали достаточно предложений, которые позволяют полностью исключить и бюджетный дефицит, и новые долги.
Приведу пример. Мы уже давно предлагаем ввести прогрессивную шкалу подоходного налога вместо нынешней «плоской» 13%-й шкалы. А именно: годовой доход свыше 3 миллионов рублей — ставка 35%, свыше 12 миллионов рублей — 45%. При этом на низкие доходы налог можно снизить до 5%. И всё равно такая налоговая реформа принесет в бюджет примерно 2 триллиона рублей в год. Это позволит в 2011—2013 годах полностью исключить бюджетный дефицит и даже увеличить расходы государственного бюджета в сравнении с планами правительства.
«СП»: — Но рост налоговой нагрузки на экономику в период кризиса тоже ничего хорошего не сулит…
— А вы посмотрите повнимательнее, откуда именно изымаются деньги в данном случае. Они изымаются не из экономики, не из оборотных средств предприятий. Деньги изымаются из расходов на личное потребление самой богатой части общества. А именно эта часть общества значительную часть своих доходов вывозит за рубеж — покупает там недвижимость, делает вклады в зарубежных банках, учит деток. И товары они потребляют тоже в основном импортные. Ну, не купят же они, скажем, отечественный автомобиль? Или одежду, если она не из Франции или Италии? И посмотрите, куда мы планируем направить эти деньги. На помощь предприятиям. На те же зарплаты бюджетникам, которые потратят деньги в основном на отечественные товары и услуги.
Так что этой мерой мы не изымаем деньги из экономики. Напротив, мы максимально направляем их в отечественную экономику. И при этом еще полностью избавляемся от бюджетного дефицита, от необходимости делать новые долги.
С экономической точки зрения это абсолютно беспроигрышное решение. Единственное — надо набраться смелости слегка прищемить классовые интересы самой богатой части общества.
А ведь это не единственное наше предложение по увеличению бюджетных доходов. Мы предлагаем также обложить прогрессивным налогом роскошную недвижимость наших долларовых миллиардеров и миллионеров. Минфин и здесь предлагает плоскую школу — 0,1%. Мы — прогрессивную шкалу с максимальной ставкой до 2%. По нашим оценкам, это еще 500 миллиардов рублей дополнительных доходов в год.
Еще мы настаиваем на увеличении доли государства в доходах от сырьевого экспорта до принятых во всем мире стандартов. А никакого роста налоговой нагрузки на остальную экономику мы не планируем. Напротив, она вздохнет свободнее, так как приоритетные отрасли смогут получить серьезную господдержку.
Если реализовать наши предложения, но можно не только полностью забыть о бюджетном дефиците, но и построить настоящий бюджет модернизации, бюджет развития.