Берлин готов взять на себя ответственность за безопасность в Европе, Бундесвер должен стать краеугольным камнем европейской обороны, заявил канцлер ФРГ Олаф Шольц.
«Германия готова взять на себя ведущую роль в обеспечении безопасности нашего континента. Основная миссия бундесвера — защита свободы в Европе. Или, говоря менее лирично, национальная и союзническая оборона», — сказал он, добавив, что ранее Бундесвер преимущественно занимался гуманитарными задачами, но теперь пришло время для «реальной расстановки приоритетов».
Обновленный Бундесвер, уверен канцлер, значительно усилит позиции Европы в обеспечении стратегической автономии. Шольц также подчеркнул, что в настоящее время наибольшую угрозу для ЕС представляет Россия, и заверил, что Европа «готова к этому противостоянию».
А как же НАТО? Или Германия всерьез решила закрепить свое политическое и экономическое лидерство еще и военным?
— Они просто не хотят находиться в полной тени США, — считает доцент факультета международных отношений и зарубежного регионоведения РГГУ Вадим Трухачев.
— Это не подобает стране, претендующей на лидерство в Европе и заметную роль в мире. А для этого необходимо уделить должное внимание «оборонке». При всей тесноте немецко-американских связей, у немцев всё же есть свои интересы.
«СП»: — А кто сейчас держит лидерство в Европе в плане безопасности? Или таких лидеров просто нет?
— С очень большой натяжкой — Франция, имеющая крупнейшую армию в ЕС и ядерное оружие. Но в действительности даже она многократно уступает США. И, в общем, европейцы в немалой мере сами создали такие условия, когда под американским «зонтиком» могли себе позволить большие социальные расходы.
«СП»: — Пишут, что Бундесвер в плачевном состоянии. Как быстро реально его реформировать, и откуда деньги? Кризис же…
— Для страны, которая рассчитывает на достойное место в мире, Бундесвер действительно находится в неподобающем состоянии. Но при соответствующих вложениях дело можно исправить. Естественно, существенно сократив социальные расходы. Что, понятно, чревато потрясениями иного рода.
«СП»: — По мнению канцлера, обновленный Бундесвер значительно усилит позиции Европы в обеспечении стратегической автономии. Дадут ли ему американцы? А как же НАТО?
— Собственно, в этом и будет проверка Германии на суверенитет. До определённой степени США возражать не будут — не одним же им тянуть лямку НАТО. Но за определённой чертой, естественно, начнутся противоречия.
«СП»: — А где эта черта?
— Не знаю. Американцам виднее. Могу лишь предположить, что, когда военные расходы Германии будут меньше американских всего в 5 раз. Сейчас пропасть куда больше.
«СП»: — А как на такую инициативу отреагируют другие страны ЕС? Поддержат ли? Кто?
— Воспримут как руководство к действию и тоже увеличат военные расходы. Но предположу, что более других это не понравится Польше, которая всё боится признаков немецкого реваншизма. А более других понравится Австрии, которая имеет с США наименее тесные связи в ЕС. И, понятно, особые отношения с Германией.
«СП»: — Шольц добавил, что в настоящее время наибольшую угрозу для ЕС представляет Россия, и заверил, что Европа «готова к этому противостоянию». То есть нам ничего хорошего не ждать?
— Не будем питать иллюзий. В первую очередь, Германия будет готовиться именно к войне с Россией. У двух стран есть множество противоречий без всякого американского влияния. С другой стороны, более независимая от США Германия будет более договороспособной. Так что для нас это палка о двух концах.
— Это обычное популистское заявление, — уверен военно-политический эксперт Владимир Сапунов.
— Германия сейчас полностью идёт в фарватере внешней политики США и субъектность её крайне сомнительна. Если имеется в виду это, то да — большего проводника интересов США в Европе сейчас трудно представить — чаще всего вопреки интересам самой ФРГ.
«СП»: — Кто-то в Европе это поддержит? Есть ли другие кандидаты на лидерство?
— Больше шансов заявить о самостоятельной политике у Франции. Она ещё помнит обиду на создание США союза AUKUS ровно год назад, сопровождавшуюся перехватом американцами контракта на поставки французских ДПЛ и замену их на американские АПЛ. Однако и французы безусловное американское лидерство в Европе пока серьёзно оспорить не готовы.
«СП»: — Готов ли Бундесвер к этому?
— Нет, не готов. В ближайшие годы бюджет Бундесвера снова будет урезан. Обещанные 50,3 миллиардов евро в этом году немецкое Министерство обороны получит, но затем бюджет постепенно сократится до 45,7 миллиардов к 2025 году. Уменьшение расходов зафиксировано в среднесрочном финансовом планировании, которое Олаф Шольц представил ещё в качестве министра финансов. При том, что Бундесвер просил наоборот увеличить расходы к 2025 году до 62 миллиардов евро.
Немецких генералов часто больше беспокоит не геополитика, а состояние собственных вооружённых сил. Например, в Бундесвере не первый год обсуждается проект создания крупных механизированных подразделений на «колёсах» — помимо традиционных танковых частей, на основе тяжелых танков Leopard 2. Однако, по подсчётам аналитиков Министерства обороны ФРГ, чтобы создать более крупные броневые части на колесах, а не на гусеницах, нужен дополнительный миллиард долларов, которого в среднесрочном финансовом плане до 2025 года найти невозможно.
В настоящее время у Бундесвера нет денег даже на то, чтобы использовать свои 350 «Пум» для скоординированных задач Североатлантического альянса. Большинство этих бронетранспортёров не соответствуют критериям НАТО или просто непригодны для ведения боя. В прошлом году с большими затратами было переоборудовано 40 БТР Puma для исполнения крупного обязательства перед НАТО: в 2023 году Германия должна обеспечить ядро сил быстрого реагирования и 40 отремонтированных «Пум» предназначены для этой цели.
«СП»: — По мнению канцлера, обновленный Бундесвер значительно усилит позиции Европы в обеспечении стратегической автономии. Дадут ли ему американцы?
— Сокращение бюджета Бундесвера будет означать и урезание ассигнований на гипотетическую «европейскую армию» и то, что Германия в очередной раз нарушит свои главные обязательства перед НАТО — вывести траты на оборону к 2024 году на уровень в не менее чем 1,5 процента своего от ВВП. А ведь 7 лет назад — после воссоединения Крыма с Россией — в Североатлантическом альянсе фактически договорились об амбициозном проекте увеличения расходов на оборону до двух процентов ВВП.
В рамках ключевой концепции НАТО по «сдерживанию России» Германия должна предоставить к 2032 году, по крайней мере, восемь полностью экипированных бригад по 5000 солдат. Это то, что Берлин обещал командованию НАТО и Вашингтону. Но даже при нынешнем бюджете Бундесвер далёк от этого. На данный момент он не может сформировать даже одну полностью экипированную бригаду. Да и цель создать в течение 5 лет хотя бы одно немецкое подразделение, готовое к развёртыванию в течение 30 дней, снова отдалилось. А это было бы существенной помощью Пентагону в его ключевой стратегии «4 по 30», которая предусматривает быстрое (в течение 30 суток) развёртывание 30 механизированных батальонов, 30 авиационных эскадрилий и 30 боевых кораблей стран НАТО в ограниченном квадрате военных действий.
Солдаты и особенно старшие офицеры Бундесвера, находящиеся в Прибалтике, совсем не будут рады услышать, что планы по созданию собственной немецкой бригады снова рушатся. И в случае вооружённого конфликта с Россией им придётся просто присоединиться к одному из четырёх оперативно-тактических батальонов по тысяче человек или к Объединённой оперативной группе повышенной готовности (VJTF) сил быстрого реагирования (NRF) НАТО.
«СП»: — Вооруженного конфликта с Россией? Серьезно? Шольц тоже что-то говорит о противостоянии.
— Это противостояние и происходит сейчас: работа европейских спецслужб по организации диверсионно-террористической деятельности против России, предоставление разведданных украинцам, поставки оружия ВСУ, жёсткая информационная война. Это и так серьёзный уровень противостояния. В этих компонентах можно видеть и дальнейшее усиление вреда со стороны силовых структур ЕС по отношению к России. Выхода «на новый уровень» ждать не стоит, но того, что есть вполне достаточно, чтобы воспринимать ЕС как серьёзную угрозу.