Соединенные Штаты намерены передать Узбекистану и Таджикистану боевые самолеты и вертолеты, ранее принадлежавшие правительственным ВВС Афганистана. Соответствующие переговоры якобы уже идут, что подтвердили американскому изданию Politico источники в Минобороны и Конгрессе США.
Речь идет о воздушных судах, среди которых турбовинтовые самолеты C-208, легкие штурмовики A-29 Super Tucano, несколько вертолетов UH-60 Black Hawk («Черный ястреб»), а также российские Ми-17 и Ми-25. Эта техника в свое время была передана правительству Афганистана американцами. А когда в августе прошлого года талибы* практически без сопротивления захватили Кабул, афганские летчики, сотрудничавшие с США, бежали на ней в соседние страны.
В результате, по сведениям Пентагона, 46 единиц авиатехники оказались на территории Узбекистане, и еще 18 — в Таджикистане.
Талибы настаивают, что все летательные аппараты являются собственностью исламской республики, и требуют их вернуть. У новых афганских властей в планах создание собственных ВВС, поэтому они рассчитывали получить назад угнанные самолеты и вертолеты.
Однако если верить Politico, США теперь задумали передать часть этих машин (речь идет о 46 воздушных судах) правительствам Узбекистана и Таджикистана. Но не просто так, а в обмен на неофициальное соглашение «об углублении отношений в области безопасности границ и борьбы с террористами».
Сделка, как пишет издание, может включать в себя все что угодно, начиная от расширения обмена разведывательными данными до размещения войск или самолетов в этих странах в качестве регионального плацдарма для наблюдения за террористической деятельностью в Афганистане уже в долгосрочной перспективе.
Источник Politico в Минобороны США отметил, что обе страны, «безусловно, очень заинтересованы, в том, чтобы получить эти самолеты». При этом в Пентагоне не стали официально подтверждать факт соответствующих переговоров, заявив, что не стремятся к постоянному присутствию Вооруженных сил США в Центральной Азии.
Вот только Вашингтон, как известно, никогда ничего не делает даром, из добрых, исключительно, побуждений. И хоть цели там зачастую озвучивают вполне благие (как в данном случае — борьба с терроризмом), но интересы за ними всегда только американские.
Догадываются ли об этом в Душанбе и Ташкенте, вопрос риторический…
Тем не менее, в августе Таджикистан предоставил свою территорию для проведения учений «Региональное сотрудничество — 2022», которые проходили под руководством Центрального командования США и с участием американской армии. Узбекистан в них, кстати, тоже участвовал, а также были заняты военные из Казахстана, Киргизии, Монголии и Пакистана.
Маневры, как было заявлено, проводились с целью «укрепления региональной безопасности и стабильности». Но причем здесь США, позорно сбежавшие из Афганистана, где двадцать лет, вроде как, вели войну против терроризма?
Прокомментировать ситуацию «СП» попросила политолога, эксперта по странам Центральной Азии Аждара Куртова:
— Для Соединенных Штатов наступили нелегкие времена, что видно даже по высказываниям американского руководства. Президент Байден допустил на днях довольно резкие высказывания в отношении того, что США будут участвовать в военных действиях на стороне Тайваня против Китайской Народной Республики.
Поэтому задача Америки, как я вижу, в настоящее время состоит в том, чтобы максимально ослабить возможный союз между Россией и Китаем. А страны Центральной Азии (в частности, Таджикистан и Узбекистан) как раз лежат посредине территории, с которой могут осуществляться коммуникации между Москвой и Пекином.
Думаю, именно в этом основная задача Вашингтона — привлечь на свою сторону центральноазиатские республики такого рода посулами, и каким-то образом навредить складывающейся коммуникации, как в двусторонних отношениях — между Китаем и Россией. Так и в многосторонних отношениях — в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
Но это не первый уже шаг. Подобные действия проводились и раньше Соединенными Штатами. Другое дело, я, честно говоря, не ожидают большого эффекта от такого рода действий.
«СП»: — Почему, поясните?
— Во-первых, иметь различную военную технику на своем вооружении странам Центральной Азии не всегда выгодно.
Обычно любые вооружения создаются таким образом, чтобы за короткий период боя они могли выложиться по-максимуму. Поэтому после боевого применения эта техника требует определенного ремонта. А если эта техника американская, то с поставками запасных частей будут возникать серьезные проблемы.
Так что потребности центральноазиатских республик, в частности, Таджикистана, в вооружении будут осуществляться за счет военно-технического сотрудничества с Российской Федерацией.
Да, есть нюансы, что речь идет частично о вертолетах российского производства, которые поставлялись в свое время правительству Афганистана — их тоже собираются передавать. Но здесь руководству Таджикистана и Узбекистана нужно очень сильно подумать, стоят ли эти дары стратегически более важных отношений, как с Москвой, так и с Пекином.
Хотя я ничего не исключаю.
Политика центральноазиатских стран постсоветского периода состояла в том, чтобы получать максимум возможного от сотрудничества с самыми разными геополитическими центрами силы. Нынешние обстоятельства, правда, связаны с другой страной — с Казахстаном, который, вроде бы, неожиданно для Москвы перекрывает возможности транзита грузов, которые подпали под западные санкции, явно по наущению либо американцев, либо ЕС.
Всегда руководство центральноазиатских республик пыталось усидеть на нескольких стульях. Поэтому нельзя исключать самых разных вариантов. Но, по большому счету, серьезной роли эта военная техника не будет играть, даже если она поступит на вооружение Таджикистана и Узбекистана.
Это не сильно укрепит их обороноспособность. К тому же, национальные вооруженные силы нужно еще учить пользоваться ею. Это тоже дополнительные большие проблемы.
«СП»: — Щедрость Вашингтона больше похожа на некий символический жест. Как и военные маневры с американцами, которые прошли на территории Таджикистана в августе с целью «укрепления региональной безопасности и стабильности». Разве не Россия уже много лет обеспечивает безопасность в регионе?
— Это так. Тем не менее, попытки вбить клин между Россией и руководством центральноазиатских республик в плане военного и военно-технического сотрудничества со стороны США были, есть и будут.
Я напомню, что в свое время российские пограничники охраняли афгано-центральноазиатские границы — и Туркменистана, и Узбекистана, и Таджикистана. Потом не без наущения США они оттуда ушли по требованию национальных правительств. Что привело к известным обстоятельствам — в частности, к росту наркопотока из Афганистана в РФ и далее — в Европу.
Кроме того, с Таджикистаном отношения в военно-технической и военной области в постсоветский период были не такими уж и безоблачными. Душанбе время от времени выдвигал претензии к России — в частности, требовал возможности собственного руководства теми подразделениями 201-й российской дивизии, которая расквартирована на территории Таджикистана. Пытался торговаться по комплексу космического слежения «Окно» на Памире. И по некоторым другим вопросам.
Поэтому, в общем-то, несмотря на то, что Россия поддерживает безопасность Таджикистана, конечно, время от времени таджикское руководство стремится, где только можно, проявить свою самостоятельность и независимость.
Недавние боевые столкновения между Киргизией и Таджикистаном — яркое свидетельство тому. Да, оба государства состоят в ОДКБ и, тем не менее, происходит то, что мы все видели.
США ведь не скрывают, что они ставят своей целью развал России. А как они разваливали Советский Союз? По национальному признаку — то есть, за счет роста националистических настроений. Тут та же самая ставка, вероятно, делается на создание сложностей в регионе Центральной Азии — за счет роста национализма подорвать единство ОДКБ и двусторонних связей между Россией и странами Центральной Азии. Странами Центральной Азии и Китаем.
«СП»: — Еще один пожар на границе с Россией хотят разжечь?
— Разжечь какой-то крупномасштабный конфликт вряд ли им удастся, я думаю. Дело в том, что в экономическом отношении государства Центральной Азии очень сильно зависимы как от Москвы, так и от Пекина. И им не выгодна конфронтация. Очевидно, что США в экономическом плане не в состоянии заменить Китай и Россию. Продукция из центральноазиатских стран для Штатов неинтересна, поэтому ожидать роста торговли между Вашингтоном и этими государствами просто не приходится.
Но создать определенные трудности Штаты могут. Национализм ведь, что характерно, он в случае своего успеха не считается ни с чем, в том числе и с экономической целесообразностью. Украина как раз свидетельствует об этом. Радикальные националисты, которые там пришли к власти, они губят промышленность и сельское хозяйство страны, не считаясь с тем, что куда выгодней было сохранить экономические связи между Украиной и РФ.
Поэтому Штаты делают ставку именно на дестабилизацию обстановки, чтобы все горело огнем, что называется.
* «Талибан» — организация, находящаяся под санкциями ООН за террористическую деятельность.