Страны ЕС подают сигналы о смене курса в отношении США и намерены держаться на расстоянии от Вашингтона как в торговле, так и в вопросах стратегической автономии, пишет китайская газета Global Times.
Причиной этих перемен, считает автор материала, стали негативные последствия санкций, введенных западными странами против России и стремление американцев «продвигать свою гегемонистскую политику».
Global Times пишет, что после того, как антироссийские санкции принесли вред Европе, некоторые политики в регионе начали трезветь и задумываться о том, в чем заключаются реальные интересы Евросоюза. Европа стремится к глобализации и мультиполяризации, тогда как США гонятся только за способами сохранения собственной гегемонии и однополярного мира. Однако США постараются сдерживать усилия Европы по стратегической автономии, так как Вашингтон опасается, что ЕС больше не позволит «промывать себе мозги».
«Ни для кого не секрет, что Штаты не являются сторонниками европейской интеграции и существования евро. Они просто хотят, чтобы Европа полностью полагалась на мнение Вашингтона», — считает автор.
Тем не менее, по его словам, на этот раз все может сложиться не по сценарию Вашингтона.
«Пробуждение Евросоюза проливает свет на упадок лидерства США. <…> Брюссель усвоил урок — Вашингтон никогда не будет считаться с интересами всего Запада, лишь заботиться только о собственной точке зрения», — подчеркнул он.
Неужели Европа и впрямь начала «трезветь»? И какие есть еще сигналы?
— Сейчас можно разглядеть только два сигнала. Первый — требование ЕС к США продавать газ европейцам со скидкой. Второй — разговоры об усилении оборонного сотрудничества в Евросоюзе и создание сил быстрого реагирования ЕС, которые бы не подчинялись НАТО. А значит, и командованию США… Но это, пожалуй, всё. «Других сигналов не видно и не слышно, — считает доцент факультета международных отношений и зарубежного регионоведения РГГУ Вадим Трухачев.
«СП»: — Может ли реально идти речь о попытках смены курса в отношении США и держаться на расстоянии от Вашингтона как в торговле, так и в вопросах стратегической автономии? В чем это реально может произойти и в какой степени?
— Пока ЕС проявляет глобальную независимость от США в двух вопросах. Первое — он не идёт на обострение с Китаем. Второе — он сохраняет связи с Ираном. Очевидно, что к этому должна быть добавлена отличная от США политика в отношении России. Её проблесками могут стать восстановление «Северных потоков» и полноценной выдачи виз гражданам России. А о полной независимости можно будет говорить только после того, как большинство стран ЕС прекратят вооружать Украину.
«СП»: — По-вашему, Европа тут единое целое? Или какие-то страны больше хотят самостоятельности, какие-то меньше? Какие, кстати?
— Больше других самостоятельности от США хотят Франция, Австрия, Швейцария, Венгрия и Кипр (У Германии и Италии это выражено меньше). На другом, проамериканском полюсе — Польша, Литва, Латвия, Эстония и Ирландия. Есть тут и полутона имеются. Внутри почти каждой страны имеются разные мнения. Отсюда разнобой во мнениях и трудность в формировании единого подхода ЕС в отношении США.
«СП»: — Европа очень была недовольна Трампом в свое время и приветствовала приход Байдена. Оправдал ли он ее надежды? Скептицизма в отношении США стало больше или меньше?
— Примерно наполовину. Европа ожидала большей поддержки США в вопросе поставок энергоносителей, чего нет и в помине. Но в целом ЕС относится к Байдену всё равно лучше, чем к Трампу.
«СП»: — Как отметили в издании, США постараются сдерживать усилия Европы по стратегической автономии, так как Вашингтон опасается, что ЕС больше не позволит «промывать себе мозги». И как США могут их сдержать?
— За счёт денег, за счёт влияния на элиты. За счёт мобилизации означенных выше проамериканских государств, которые будут блокировать воплощение в жизнь планы по отдалению ЕС от США. Но всё же на какие-то уступки (особенно в части поставок энергоносителей) американцам всё же пойти придётся.
«СП»: — А России до того есть дело? Скептицизм ЕС в отношении США на нас как-то отразится?
— Раскол в стане врагов России естественно на нас отразится. Если ЕС превратится из врага хотя бы в противника — напряжение на западных границах РФ станет меньшим. Так что отдаление Евросоюза от США полностью отвечает нашим интересам, хотя иллюзии относительно ЕС всё равно питать нельзя.
— Явных сигналов со стороны глав государств или лиц, принимающих решение, в Европе нет, — уверен доцент Финансового университета при Правительстве РФ Геворг Мирзаян.
— И быть не может. По крайней мере, в мейнстримах. Бунты начинаются не так.
Европейские экономики теснейшим образом привязаны к американской. Европейские политики являются, по сути, плоть от плоти американских. Они опять же, теснейшим образом связаны на идеологическом уровне. Поэтому дистанцироваться нынешние власти ЕС с нынешней экономикой Европы от Америки не могут по определению.
Последствия санкций в полной мере ещё не проявились. Мы только на пороге большого экономического кризиса. Вот когда он грянет, когда он поглотит Европу, когда нынешние европейские элиты будут сметены в ходе электоральных штормов в европейских странах — вот тогда и можно будет говорить о какой-то попытке фронды.
«СП»: — Какие страны, по-вашему, хотели бы сменить курс, какие — категорически нет, а каким все равно?
— Речь идёт не о странах, речь идёт об элитах. Потенциально многие западноевропейские страны хотели бы получить большую диверсификацию по внешней политике. Это соответствует их национальным интересам. Однако проблема в том, что элиты этих стран не могут следовать национальным интересам, они боятся идти самостоятельно, без американского контроля.
Вспомните как Европа боялась подобрать лидерство в западном мире, которое Трамп выбросил. Вспомните, как сейчас немцы боятся говорить о теракте на «Северном потоке -2» просто потому, что они не мыслят себя в отрыве от Соединенных Штатов.
«СП»: — С элитами понятно. А население эта зависимость от США устраивает? Голосуют же они за проамериканских политиков. Или других нет? Чего не хватало, чтобы в Европе появились мощные движения за национальные интересы?
— Не хватало огромных ошибок Соединённых Штатов, а также прямого шантажа Европы со стороны США. Не хватало действия Америки по демонстративному принуждению Европы к соблюдению американских интересов.