Нижняя палата итальянского парламента утвердила новое правительство во главе с первой женщиной премьер-министром страны Джорджей Мелони. В коалиционный кабмин вошли представители партий «Братья Италии», «Лига» и «Вперед, Италия».
Выступая перед голосованием с программной речью, Мелони заявила, в частности, что главное для нее — это защита национальных интересов. Не стала новый премьер отрицать и грядущую рецессию, а тяжелую ситуацию в энергетике, которая угрожает закрытием многих компаний, связала с конфликтом на Украине.
«Но ошибается тот, кто считает, что можно обменять свободу украинцев на наше спокойствие. Поддаться шантажу Путина по энергии не решит проблему, а усложнит ее, открыв путь новым требованиям и шантажу, с дальнейшим повышением стоимости энергии», — заявила она.
Также, заявив о приверженности НАТО, она заверила, что Италия будет оставаться надежным партнером Североатлантического альянса, «начиная с поддержки храброго украинского народа». По ее мнению, это лучший способ защиты национальных интересов Италии.
И тут же была услышана. Генсек Североатлантического альянса Йенс Столтенберг поспешил призвать Италию увеличить поставки военной помощи Украине. По информации итальянских СМИ, в ближайшее время Мелони планирует встретится с главой НАТО, а в первые недели ноября может посетить и Киев, куда ее во время телефонного разговора пригласил Владимир Зеленский.
Совместную работу с НАТО и помощь Украине новый итальянский премьер уже обсудила и с президентом США Джо Байденом.
Планы Мелони по поддержке Украины восторга итальянцев, видимо, не вызывают. Подписчики ее официальной страницы в одной из соцсетей предложили ей говорить за себя, а не за всех итальянцев, 70% которых «придерживаются другого мнения». Они уже назвали нового премьера «разочарованием» и «жалкой клоунессой», которая «будет тратить деньги итальянских налогоплательщиков на коррумпированный режим Зеленского», и предрекли ей судьбу Лиз Трасс.
Старший научный сотрудник Центр европейских исследований Института мировой экономики и международных отношений Российской Академии наук (ИМЭМО РАН) Владимир Оленченко отметил, что международные отклики относительно правительства Мелони разноречивы и даже противоречивы. В предвыборный период Урсула фон дер Ляйен грозила лишить Италию денег в случае премьерства Мелони, а после выборов даже звучали заявления о том, что в Италии якобы восстановился фашизм.
— Правительство формировалось не просто и также были противоречивые заявления. Основные претензии со стороны коллективного Запада состояли в том, что Италия может отказаться от общей линии поведения ЕС и в целом Запада, в частности, на Украине.
Заявлений много и на любой вкус, но хочется посмотреть конкретные действия, шаги нового итальянского правительства и внутри страны, и на международной арене. Поедет Мелони, как и многие, в Киев или нет. Если поедет, то с чем, с чем вернется. Можно ведь поехать и сказать, что «мы вас любим, но не настолько, чтобы тратить свои деньги».
Перед Италией стоит серьезная экономическая проблема — очень высокая инфляция, весьма подорожавшие продукты питания, энергоносители, ЖКХ. Если подходить по-умному, то правительству, прежде всего, надо заняться внутриэкономическими делами. Итальянцы не примут немецкий алгоритм — меньше заниматься собой, гигиеной
У них есть альтернатива. Выбрать венгерский путь — Орбан сказал, что «мы делаем то, что удобно венгерскому населению», в том числе это касается европейских ценностей. Италия может последовать этому пути, сославшись на венгерский прецедент. Может пойти по пути французов — отвернуться от населения и рассуждать о международных проблемах.
Италия не претендует на лидерство в ЕС, на что претендуют немцы, французы и в последнее время на эту роль США активно продвигают поляков.
У Мелони хороший состав правительства. Сильвио Берлускони — опытный политик, Матео Сальвини также. Думаю, она объединялась с ними не только по принципу участия и победы в выборах, она будет обращаться к их опыту, советам и, скорее всего, они будут находить какое-то коллективное решение.
«СП»: — Вы упомянули Берлускони, который регулярно подчеркивает свои хорошие отношения с Владимиром Путиным. Это может как-то повлиять на отношение Мелони к России, сделать его менее агрессивным, лояльным?
— России нужна не ласковая Италия, а предсказуемая и следующая здравому смыслу. При Берлускони она следовала здравому смыслу, который состоит из двух элементов: первый — учет и направление усилий на обеспечение благоденствия и благосостояния населения и страны; второй — поддержание европейской безопасности. Берлускони эти элементы исполнял и добился многого, а это ужасно не нравится американским партнерам.
Американцы хотят, чтобы европейцы таскали им каштаны из огня. Думаю, Мелони этого делать не будет. Мне кажется, две такие фигуры рядом, как Берлускони и Сальвини, не случайны, решения будут вырабатываться коллективно. Если лозунги, с которыми она шла на выборы — а она итальянка, она женщина, она мать, она христианка — она попытается воплотить, то это будет полезная и понятная страна. И для нас это, наверное, было бы хорошо, потому что мы ведь в международной политике стремимся к предсказуемости и следованию здравому смыслу на основе международного права.
Доцент МГИМО МИД России, к.п.н. Елена Маслова обращает внимание на то, что заявления Мелони в итальянском парламенте не новы.
— Это абсолютно ожидаемые мантры Мелони, она говорит об этом постоянно: о поддержке Украины, о том, что Италия с НАТО, в ЕС, чтобы от нее не ждали сюрпризов — внешняя политика Италии будет последовательна. Более того, Мелони уже заявила, что ее первый заграничный визит состоится именно в Киев, что имеет большой символизм, поскольку на первые визиты итальянских премьеров всегда обращают внимание.
То есть Мелони заявляет о своей приверженности евроатлантическому блоку, евроатлантическим ценностям, пытается дать понять, что «Италия не будет слабым звеном». Это ее цитата. Она закладывает в это то, что Италия не будет второй Венгрией, второй Польшей, что Италия скорее стремится войти в европейский клуб протагонистов, то есть вместе с Францией и Германией войти в ядро ЕС, поскольку страна является одним из непосредственных основателей Европейского союза. И, в принципе, Италия традиционно — страна-еврооптимист.
Никаких неожиданностей на сегодняшний день ждать не стоит: Мелони и до прихода в большую итальянскую политику всегда имела устойчивые связи с США, с американскими элитами. Нельзя говорить, что ее отношение резко изменилось. По своей природе она популист, как и ее партия, и другие партии по коалиции.
«СП»: — Это ее политические заявления. А что в реальности ждать?
— Здесь важный фактор то, что Италия сейчас очень зависима от средств, которые получает от Евросоюза. Поскольку страна в кризисе, то важность поддержки Евросоюза только возрастает. Италия получает миллиарды евро, больше, че остальные страны ЕС. Это происходит впервые за всю итальянскую историю. Италия понимает, что без поддержки Брюсселя с этим экономическим кризисом не справится.
С другой стороны, Мелони как раз поднимает тему национальных интересов, заявляя о том, что, прежде всего, именно они играют для нее роль, а не абстрактные ценности. Все будет зависеть от того, насколько национальные интересы будут страдать от отстаиваемых ценностей ЕС.
«СП»: — Ждать ли от Рима наращивания помощи Украине и усиления конфронтации с Россией?
— Есть разрыв между элитами и гражданами Италии. Самый главный — в позиции по поставкам вооружения Украине. Согласно соцопросам, чуть больше 50% граждан Италии выступают против поставок вооружений Украине. С одной стороны, разрыв между общественным мнением и позицией правительства, с другой — раскол внутри самого общества: 50 с хвостиком процентов — это не 90.
«СП»: — То есть Мелони готова нарастить помощь Киеву?
— Думаю, да. Для нее это своего рода экзамен, на нее сейчас особенно пристально смотрят Брюссель и Вашингтон. Это экзамен на «нормальность» ее поведения. Мелони пытается не только выступлениями в парламенте, но и своими действиями продемонстрировать, что не является «слабым звеном», что выступает единым фронтом с Западным миром.
«СП»: — Это не приведет к разрыву отношений с Россией?
— Об окончательном разрыве речь не идет в любом случае. Есть всегда диалог на уровне научно-гуманитарного сотрудничества. Посол Италии говорит, что диалог между гражданским обещством России и Италии должен продолжатся.