Европа больше не может идти на поводу у разжигающих войну США, ей следует пересмотреть политику в отношении России и Украины, уверен бельгийский сенатор Ален Детекс.
«В интересах Европы и европейцев мы должны отказаться от жесткой линии Зеленского, договориться с Россией о разделе Украины и снять санкции — таков путь к спасению. На данном этапе дипломатическое решение лучше эскалации, которую поощряет Белый дом», — заявил он в интервью французскому изданию Causeur.
Сенатор также напомнил о «Панамских документах», где президент Украины упоминается как «офшорный махинатор». Такого человека, по его мнению, можно рассматривать только как «американскую марионетку, одержимую высокомерием и втягивающую нас в войну».
Кроме того, Детекс отметил, что санкций ЕС против России наносят ущерб самой Европе. Он напомнил, что выгоду от них получают США, которые поставляют странам Европы свои вооружение и газ.
Бельгийский сенатор далеко не первый, кто говорит такие вещи, но вот вопрос — насколько популярна подобная точка зрения? Насколько позиция Европы изменилась с сначала СВО? Они действительно готовы уже «делить» Украину, и если да — то как?
— Пока это глас вопиющего в пустыне, — считает cоветник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.
— Такая позиция, безусловно, имеет место, но она в меньшинстве, и публично ее озвучивают редко…
«СП»: — А что, Европа идёт на поводу у США? Не по своей воле она во всем этом участвует?
— Европа загнана в ловушку собственной «политикой ценностей». Выйти из конфликта и достичь компромисса с Россией, не потеряв лицо после многих месяцев показной «солидарности с Украиной» теперь очень сложно. Это действительно отвечает интересам США, поскольку конфликт ослабляет как ЕС, так и Россию. Многие в Европе это понимают, но сделать ничего не могут.
«СП»: — Возможны ли ещё дипломатические решения? Ряд стран ЕС выступает за поражение России… Ну, или сделать цену неподъемной для России…
— Думаю, что максимум, что сейчас возможно — это перемирие и заморозка конфликта на текущей линии разграничения. Никакого политического решения и отказа от войны санкций это не предполагает. Хотя, если удастся достичь долговременной стабилизации, Европа может пойти на частичное возобновление сотрудничества
«СП»: — Что он имеет в виду под «разделом Украины»?
— Судя по контексту статьи, он имеет в виду раздел в самом прямом смысле слова, приводя в качестве примеров Судан и Югославию. Но, опять же, в ЕС это маргинальная позиция сейчас, «территориальная целостность Украины» в границах бывшей УССР остаётся для Европы фетишем.
«СП»: — Если рассуждать гипотетически, какие варианты раздела Украины возможны? И кто в этом может участвовать?
— Гипотетически желающих поучаствовать в разделе достаточно. Польша взяла бы под контроль большую часть Западной Украины, Венгрия — Закарпатье, Румыния — Северную Буковину (Черновицкая область). Для России оптимальная конфигурация — контроль над Новороссией вплоть до Одессы, выход к границам Приднестровья. Украина при этом превращается в компактное этническое государство без выхода к морю. Но сегодня это чисто гипотетические фантазии. Международная политика основана на принципах нерушимости границ, и ЕС всячески держится за этот принцип, опасаясь, что раздел Украины создаст опасный прецедент и запустит цепную реакцию — ведь спорных территорий и замороженных, но не забытых конфликтов в Европе достаточно. Поэтому даже Польша вынуждена сдерживать себя в своих имперских амбициях
«СП»: — Какая Украина нужна Европе? Насколько изменился её подход за время СВО? Стало ли в нём больше реализма или наоборот?
— Европе нужна Украина как инструмент сдерживания России. И это тоже одна из причин, почему ЕС не хочет идти на раздел Украины. В границах УССР Украина — крупное государство, которое действительно способно сдерживать Россию, создавая ей множество проблем. А вот урезанная Украина на это будет неспособна или способна в гораздо меньшей степени.
— Во власти в европейских странах слишком много агентов, которые продвигают интересы США, — уверен политолог Александр Дудчак.
— Как это ни печально, этим занимаются многие так называемые лидеры европейских государств, которых и лидерами назвать сложно. Это видно и по Шольцу, и по Макрону. А если судить по мнению населения, то если бы у него была альтернатива снятия антироссийских санкций, получения углеводородов по нормальным ценам и снижение цифр в платежках по коммуналке, я думаю, конечно бы население предпочло бы вернуться к нормальным отношениям с Россией, потому что, как бы там ни было, но своя рубашка ближе к телу. Невзирая на всю пропаганду, которая идет из СМИ, не думаю, что европейское население выбрало бы продолжение войны, такие интересы есть и в Германии, и в Чехии, и в Польше, как это ни парадоксально. Но тем не менее, у руля пока еще стоят те, кто продвигает интересы США.
К сожалению, в странах Европы путем фильтрации общества и политических сил к власти с помощью СМИ, с помощью очень мощной системы некоммерческих организаций, финансируемых Штатами — тем же Соросом, USAID и прочим приходят личности и политические силы, которым позволяют жить в комфорте, занимать эти должностные места, высокие политические позиции в своих странах, но они должны следовать интересам США, которые не соответствуют ни интересам населения в этих странах, ни их бизнеса. Это очень кропотливая и тщательная системная работа, выстраиваемая на протяжении десятилетий.
«СП»: — О чем говорит Детекс? Как предлагает делить Украину?
— Очевидно, он тут предлагает торг за то, по какой линии пройдет раздел Украины, что останется в составе Российской Федерации, что возможно, отойдет каким-то странам Запада — тем же Венгрии и Польше, возможно, Словаки и Румынии, а что останется в виде как бы независимого государства Украина с прозападной властью. Но такая схема не вполне удовлетворит интересы России, потому что это будет просто-напросто отсроченная проблема, которая останется в наследство будущим поколениям. Надо понимать, что даже временное перемирие с Западом не гарантирует того, что проблема будет решена окончательно и на веки веков. Мы уже видели на Украине, как за восемь лет переговоров они строили укрепрайоны на Донбассе, готовили вторжение.
Если говорить о гипотетических вариантах, то минимально возможным для России вариантом является выход к Приднестровью, отрезание Украины от Черного моря, ну и естественно, территория минимум по Днепру, северные области — Чернигов и Сумы в составе Российской Федерации для того, чтобы, по крайней мере, они не добивали до глубины территории нашей страны, России нужна зона безопасности. Ну, и если останется какая-то Украина, то там должен быть союзнический режим, как минимум, такой, как в Белоруссии.
Европе же, вернее, не Европе, а США, нужна другая Украина — чтобы это был постоянный источник боли, разрушений и террористических угроз по отношению к России, чтобы там был прозападный режим. Ну, и чтобы всегда можно было этот неутихающий конфликт или усиливать, или гасить, чтобы всегда был повод для торгов с Россией, требования от нее каких-то уступок международной арене.
«СП»: — То есть, по-вашему, об окончательном дипломатическом урегулировании говорить не приходится?
— Увы, дипломатические решения украинского конфликта могут быть только тогда, когда у них не будет никаких шансов сломать Россию, они понимают только разговор с позиции силы. Если они смогут ударить в спину, украсть что-нибудь ил нарушить свои же обязательства, они это сделают — если будут понимать, что им за это ничего не будет. Они планируют работу в долгую, плоть до развала России как единого государства, и они это не скрывают.