В случае ослабления киевского режима в военном отношении американцы вполне могут принудить Варшаву ввести войска на территорию Украины, пишет польское издание Gazeta Wyborcza, ссылаясь на высказывания политолога Лешека Сыкульского.
«Если Украина продолжит слабеть, американцы окажут давление на польское правительство, чтобы оно помогало Украине напрямую», — цитирует издание слова Сыкульского.
Он также убежден, что принятые недавно в стране законодательные акты свидетельствуют о том, что польское руководство уже готовится к участию в украинском конфликте. В качестве примера он привел закон «О защите Отечества», восстановивший срочную военную службу и предусматривающий обязательную военную службу для женщин. «Видимо, кому-то очень сильно нужно пушечное мясо», — подчеркнул политолог.
Кроме того, готовятся поправки в уголовный кодекс, позволяющие отправить за решетку человека, чьи взгляды не совпадают с официальной позицией, что может говорить в пользу подготовки руководства страны к военному противостоянию.
«Спросите меня, хотим ли мы этого, готовы ли мы сегодня вступить в конфликт?», — задает политолог риторический вопрос в публикации. Издание отмечает, что Сыкульский имеет репутацию умеренного эксперта, считающего, что польское государство должно иметь позитивные отношения с Москвой. Ранее он работал аналитиком по безопасности в администрации бывшего президента Леха Качиньского. А нынешний польский лидер Анджей Дуда в 2021 году наградил его «Бронзовым Крестом Заслуги», отметив его деятельность на благо государства.
После начала российской специальной военной операции на Украине он выступил против оказания помощи Киеву, заявив, что это «подвергает опасности саму Польшу». А вскоре опубликовал интервью с российским послом в Варшаве Сергеем Андреевым.
Лешек Сыкульский также резко отозвался о состоявшемся в начале ноября в Польше съезде «эмигрантского руководства России», на котором звучали призывы к физическому устранению Владимира Путина. «Это наказуемо, поскольку нарушает уголовный кодекс, нормы приличия и международное право», — так охарактеризовал он прошедшее сборище.
Ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров убежден, что данную публикацию следует рассматривать в контексте желания Польши аннексировать территорию Галиции.
— Эту аннексию поляки, видимо, уже готовят, но вовсе не для того, чтобы вступать в военный конфликт с Россией. Им нужен благовидный предлог для введения войск на территорию Украины и занятия галицийских земель.
И с этой целью создается необходимый информационный фон, дабы заявить, что, мол, мы не по своей воле территорию оккупируем, а нас американцы направляют. Мы вроде как сами не сильно хотим, но союзнический долг обязывает. В общем, идет такая информационная игра.
«СП»: — Они рассчитывают, что Соединенные Штаты публично это опровергать не станут?
— Напрямую Вашингтон этого отрицать не будет. Но там четко заявляют, что блок НАТО не намерен вмешиваться в конфликт, у альянса нет намерений эскалации и перехода к военному столкновению с Россией. В то же время если Польша под эгидой НАТО начнет военные действия, то это как раз означает эскалацию и мировую войну. Поэтому американцы, хотя и не будут отрицать свое принуждение, но и заявлений в поддержку таких действий поляков тоже вряд ли сделают. Но, по большому счету, полякам таких поддерживающих заявлений и не нужно — им необходим информационный фон.
«СП»: — Почему США будут держать дистанцию?
-Теоретически им выгодно, чтобы Польша аннексировала данные территории, если Киев не сможет противостоять России. Тогда Западная Украина останется в сфере влияния НАТО, что им на руку. Но нельзя сказать, что они поощряют Польшу, потому что ведут свою хитрую игру.
«СП»: — Надо полагать, Москва не станет сильно возражать, если поляки заберут радикально враждебную нам Галицию?
— По крайней мере, часть российских экспертов, в том числе и я, давно говорим, что против аннексии Галиции российской стороне возражать не следует, но Варшава должна договориться с нами о линиях разграничения, типа своего рода «пакта Молотова — Риббентропа 2.0». Потому что, если они явочным порядком начнут захватывать территории, то здесь может вмешаться и Белоруссия, и не позволит им захватить, скажем, Волынь. А мы, в свою очередь, не можем позволить им занять большинство Украины. Выходит, без каких-то негласных соглашений тут не обойтись, чтобы все не вылилось в открытую российско-польскую войну. В общем, генетическая русофобия препятствует Польше вести разумную политику, даже в своих интересах.
Политолог Андрей Суздальцев напомнил о том, что влиятельные лица на Западе в последнее время все чаще заявляют о невозможности победы украинской стороны в конфликте.
— При этом Запад, конечно, не смирится с поражением Киева и не сможет отступить. В то же время в Польше ведущие политики не заявляли о желании включить в состав своего государства часть украинской территории. А все намерения Варшавы в отношении Украины в настоящее время они вполне могут реализовать в рамках действующих двусторонних соглашений.
Политолог, генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев считает вполне реалистичным сценарий, при котором польские войска будут введены на Украину.
— Вот в чем бы я поспорил с польским политологом, что Соединенные Штаты оказывают давление на поляков. В этой стране достаточно радикальных деятелей, которые никак не могут пережить ликвидацию Речи Посполитой. И они в своих настроениях идут впереди американцев. США, конечно, не против, чтобы Польша повоевала с Россией, но они вовсе не хотят, чтобы в это противостояние вмешивалось НАТО. Собственно, для этого и нужна была Украины — чтобы развязать конфликт, но чужими руками.
«СП»: — Варшава решится на это?
— Вполне возможно она введет войска, но только на Западную Украину — чтобы не столкнуться с Россией. Это будет удобно и для Киева — украинские войска могут оттуда перебросить к Донбассу, так как полицейские функции на этих землях возьмет на себя Польша, вместе с регионами, конечно. Назад она их не вернет, это точно.
«СП»: — Но с нами поляки попытаются как-то договориться на этот счет?
— Как известно, они пытались достигнуть договоренностей в начале нашей военной операции — публиковали различные карты с «польской» и «русской» Украины. Но теперь, я думаю, они обойдутся без договоренностей, потому что между нами будет буфер — «обгрызанная», извиняюсь, Украина. Им потребуется российское согласие, чтобы не начались боевые действия. А если они возьмут западноукраинские регионы, то мы, видимо, выступим с какой-то дипломатической нотой, после чего все останутся на своих позициях, потому что нам война с Польшей, конечно, не нужна.
«СП»: — То есть, формальных соглашений о занятых территориях или сферах влияния не будет?
— Соглашение, видимо, будет между Украиной, Польшей и Венгрией (которая тоже свое возьмет), но нас к этим соглашениям не пригласят. Потом в какой-то форме будет русско-украинский мир, куда эти соглашения будут имплементированы. И в них уже должно быть указано, как мы и украинцы относимся к тому, что во Львове будет сидеть польский губернатор, а в Закарпатье — венгерский. Но когда это произойдет и на каких условиях будет этот мир подписан — пока непонятно.