Западные партнеры киевского режима начали открыто говорить, что устали от необходимости продолжать оказывать помощь Украине. Многие представители элит заявляют, что ничего кроме потерь затянувшийся конфликт не может принести.
В интервью генсек НАТО Йенс Столтенберг сказал, что Североатлантический альянс должен приготовиться к длительной поддержке украинской стороны. Естественно, главной причиной этого руководитель военного блока видит «неуступчивость» Москвы.
А это означает только то, что Запад должен делать ставку на военные успехи Вооруженных сил Украины. Но, как признает Столтенберг, надежды эти призрачные. Россия постепенно аккумулирует силы для наступления, провела частичную мобилизацию и ведет подготовку призванных в армию. А это значит, что противостояние скорее всего затянется на длительное время.
Реалистичным способом разрешения ситуации в том же интервью Столтенберг назвал мирные переговоры с Российской Федерацией. Самое интересное, что никаких политических условий генсек НАТО уже не выдвинул. Лишь заметил очевидную вещь, что позиции сторон будут зависеть от положения на линии соприкосновения.
Также, по мнению главы альянса, РФ должна будет признать Украину как независимое и суверенное европейское государство. Но эта фраза вряд ли что-то может означать, поскольку Москва никогда и не отрицала, что есть такая страна Украина и что она находится на европейском континенте.
Одновременно с интервью Столтенберга в британской газете The Times вышла более откровенная статья обозревателя Марка Галеотти. Автор прямо указывает, что непосредственная помощь Киеву истощает ресурсы Запада. Для получения новой помощи президенту Украины Владимиру Зеленскому придется продемонстрировать готовность «вернуть инвестиции». Хотя бы успехами в вооруженном противостоянии. То есть, дать иностранным покровителям хоть какую-то надежду на прекращение конфликта в обозримом будущем.
Но так как сделать это вряд ли получится, то украинскому президенту ничего не останется, как пытаться имитировать успехи. «Зеленский прекрасно понимает, что в 2023 году существует опасность усталости от Украины. Поэтому он сосредоточится на повышении ставки, изображая борьбу за цивилизацию в целом», — полагает автор публикации.
Украинские политики не скрывают, что сегодня фактически живут за счет иностранных вливания. В самом конце ушедшего года премьер-министр «незалежной» Денис Шмыгаль заявил, что за 10 месяцев конфликта Киев получил из-за рубежа 31 млрд долларов только финансовой помощи.
Западные оценки еще выше. По подсчетам экспертов, в 2022 году Украине предоставили военной помощи на $44 млрд, финансовой — на $53 млрд, гуманитарной — на $15 млрд, а еще $14,5 млрд было потрачено на обустройство украинских беженцев в Европе. Таким образом, общие вливания в Украину в прошлом году составили $126 млрд. Это при том, что весь ВВП страны оценивается в $130 млрд. То есть, 97% всей экономики «незалежной» составили западные деньги.
В 2023 году только США должны будут выделить Украине $47 млрд. Евросоюз анонсировал выделение 18 млрд евро (около $19,5 млрд).
Речь идет о колоссальных средствах. Главная проблема, что сегодня уже никто не берется сказать, как долго еще придется тратить. Но то, что прекрасно понимают на Западе, похоже не осознают киевские власти. А именно то обстоятельство, что все умеют считать деньги и на самом деле никто Украине ничего не должен. Из офиса Зеленского на Банковой улице с февраля 2022-го не прекращаясь слышится возмущение в стиле «мало дают».
Одновременно не устают повторять, что Украина не пойдет ни на какие переговоры, готовится всех победить, а потом даже предложить всему миру новый проект развития, предотвращения конфликтов и решение глобальных экологических проблем. И уже за такие амбиции Запад должен взять на содержание всех украинских граждан, запустить все свои оборонные предприятия в три смены и вообще пролить над краем сечевых стрельцов золотой дождь. Объективно такой подход украинской стороны не может не раздражать американских и европейских заступников Киева.
Глава общественного движения «Третья сила», профессор, доктор политических наук Игорь Скурлатов считает, что сегодня нет иного выхода, как склонить Киев к мирным переговорам с Москвой:
— У западных наблюдателей и российских экспертов сложилось мнение, что в конце концов пиар-политика Зеленского на получение новых дотаций должна закончиться. Нынешняя линия станет тормозом для отношений между Киевом и Западом.
Начиная с марта 2022 года, Кремль искал возможности для мира. Появлялась различная информация, что Москва делала встречные шаги. Действительно, некоторые территории были оставлены российскими военными, разблокировали порты в Одессе. Но в итоге российское руководство было в конце ушедшего года поставлено перед ультиматумом Запада, при этом весьма жестким.
«СП»: — Причем условия этого ультиматума были неприемлемы для России в принципе.
— Было два главных условия. Первое — оставление Россией всех территорий, которые принадлежали Украине до 1991 года, включая Крым.
Вторым условием было проведение в России досрочных президентских выборов не позже марта 2023-го. И чтобы в них могли участвовать различные одиозные политики из числа лидеров либеральной оппозиции.
Конечно, такие условия не могли быть приняты российской стороной. По разным сведениям, свое слово могли сказать и представители российской военной элиты. Они вряд ли бы согласились на оставление Донецка и Луганска. Конечно, это тоже в целом поднимает ставки во всей этой ситуации.
Кремль не может отступить к тем линиям, которые обрисовал Запад. Собственно, это и обусловило проведение частичной мобилизации. В новых условиях функционируют предприятия оборонной сферы, их работники, к примеру, выходят на работу, не дожидаясь окончания новогодних праздников.
«СП»: — Если Россия не намерена уступать свои позиции, то как на это может отреагировать Запад?
— Проблема и в том, что конфликт начинает приобретать затяжной характер. И самая большая опасность здесь для Зеленского. Он постоянно обещает западным спонсорам вернуть полученные деньги. Но ведь сделать он этого не сможет чисто физически, при всём желании.
Значит, надо пытаться отчитываться некими успехами в военной сфере. Но Киев объективно не может взять под контроль Крым или Донбасс.
Единственный выход для Зеленского — заключить какое-то перемирие с Кремлем. И согласиться с тем, что вернуться к границам 1991 года Украина не сможет.
Мне понятны и опасения Йенса Столтенберга. Западные лидеры не знают, сколько еще будет продолжаться нынешняя ситуация. На помощь украинской стороне идут миллиарды и миллиарды долларов. Но результатов это не приносит. Более того, нет никакой уверенности, что вложенные в киевский режим средства хоть когда-то получится вернуть. Инвестиционная привлекательность Украины в будущем тоже совершенно призрачная.
«СП»: — Будут ли радикальные изменения ситуации в наступившем году?
— Думаю, что риторика Запада и Киева изменится. Собственно, она уже меняется. Запад будет настаивать на том, чтобы конфликт как можно скорее был прекращен. Киев будут склонять к тому, чтобы он признал новые государственные границы Украины по согласованию с Москвой. Конечно, ни о каком контроле Украины над Крымом и Донбассом речи быть не может.
С другой стороны, даже заключение какого-то временного перемирия обострит противоречия в украинском политикуме. Огромное количество людей будут недовольны условиями возможного соглашения. А это значит, что высока вероятность новой эскалации.
Только на Западе политики всегда прагматичны. Недавно им казалось, что добиться позитивных для себя результатов им будет легко. Сейчас так уже не думают. Значит, остается предпринимать все усилия для того, чтобы на Украину больше не тратить.