Усилия администрации Байдена ускорить вступление Швеции в НАТО сошли на нет, поскольку Турция воспротивилась, воспользовавшись своей прерогативой отказать в одобрении до тех пор, пока ее условия, касающиеся прошлых связей Стокгольма с курдскими сепаратистскими элементами, не будут полностью выполнены.
Президент Байден был настроен оптимистично и публично настаивал на том, что членство Швеции в НАТО было предрешено. Он недооценил упорство президента Реджепа Эрдогана и упустил из виду геополитические последствия.
Байден и Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг предположили, что все, что было нужно, — это формула сохранения лица, чтобы потворствовать тщеславию Эрдогана, то есть несколько курдских боевиков в Швеции будут экстрадированы, а Анкара и Стокгольм после этого поцелуются и помирятся.
Однако время шло, Эрдоган продолжал смещать акценты и уточнял свои условия, включив в них такие вопросы, как отмена Швецией эмбарго на поставки оружия Турции, присоединение Анкары к борьбе с запрещенными курдскими боевиками, а также экстрадиция людей, связанных с находящимся в США мусульманским священнослужителем Фетхуллахом Гюленом, которого турецкое правительство обвиняет в организации теракта 2016 года. Неудачная попытка государственного переворота, как сообщается, была осуществлена при американской поддержке.
Очевидно, шведы не понимали, что Турция обладает такими глубокими знаниями о тайной деятельности их разведки.
Короче говоря, премьер-министр Швеции Ульф Кристерссон в конце концов решил выйти, заявив с раздражением, что «Турция подтвердила, что мы сделали то, что обещали сделать, но она также говорит, что хочет того, чего мы не можем, чего мы не хотим ей дать».
«Мы убеждены, что Турция примет решение, мы просто не знаем, когда, — сказал он, добавив, что это будет зависеть от внутренней политики внутри Турции, а также от способности Швеции продемонстрировать свою серьезность».
Столтенберг отреагировал стоически, сказав: «Я уверен, что Швеция станет членом НАТО. Я не хочу называть точную дату, когда это произойдет. До сих пор это был редкий, необычный и быстрый процесс членства. Обычно на это уходит несколько лет».
Тем временем министерство обороны Швеции объявило, что начались переговоры о заключении двустороннего пакта о безопасности с Вашингтоном — так называемого Соглашения о сотрудничестве в области обороны, — которое позволит американским войскам действовать в Швеции.
Как выразился министр обороны Пал Йонсон, «это может повлечь за собой хранение военных припасов, инвестиции в инфраструктуру для обеспечения поддержки и правового статуса американских войск в Швеции. Переговоры начаты потому, что Швеция находится на пути к тому, чтобы стать союзником Соединенных Штатов через членство в НАТО».
Иными словами, США больше не ждут официального вступления Швеции в НАТО, а просто предполагают, что она де-факто является союзником НАТО.
В пресс-релизе госдепартамента США говорится, что двусторонний пакт о безопасности «углубит наше тесное партнерство в области безопасности, усилит наше сотрудничество в многосторонних операциях по обеспечению безопасности и, совместно, укрепит трансатлантическую безопасность».
Суть вопроса в том, что такая «безопасность» обеспечит необходимую основу для развертывания США в Швеции на немедленной основе, что невозможно в противном случае без официального отказа Стокгольма от своей десятилетней политики военного неприсоединения.
Этот простой маршрут означает монументальный сдвиг для Швеции, которая имеет долгую историю нейтралитета в военное время. Иными словами, Россия решительно выступает против членства Швеции в НАТО, а Вашингтон все равно достигает своей цели.
Интересно, однако, что Финляндия, которая также влезла в кольцо НАТО под давлением США, похоже, не очень спешит вести переговоры о заключении пакта с Вашингтоном, хотя у нее 1340-километровая граница с Россией. Позиция Финляндии заключается в том, что она вступила бы в НАТО одновременно со Швецией.
Министр иностранных дел Пекка Хаависто заявил журналистам: «Финляндия не так спешит вступать в НАТО, чтобы мы не могли дождаться, пока Швеция получит зеленый свет». Бывший президент Финляндии Тарья Халонен однажды сказала, что Финляндия и Швеция — «сестры, но не близнецы». У них есть общие черты, но их мотивы не совпадают.
В отличие от Швеции, которая все это время находилась на западной орбите и предоставляла секретные разведданные западным державам на протяжении всей холодной войны, как на двусторонней основе, так и через НАТО, у Финляндии были уникальные отношения с Россией, которые стали результатом ее истории.
Финляндия позиционировала себя как нейтральная страна во время холодной войны, поддерживая хорошие отношения с Советским Союзом, придерживаясь доктрины, предусмотренной Соглашением о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи (1948) с Москвой, которое служило главным инструментом в финско-советских отношениях вплоть до 1992 года, когда Советский Союз был распущен.
Несомненно, пакт 1948 года предоставил Финляндии достаточно свободы, чтобы стать процветающей демократией, в то время как, для сравнения, несмотря на публичную позицию нейтралитета Швеции на протяжении большей части холодной войны, за закрытыми дверями она стала ключевым партнером НАТО в Северной Европе.
Можно предположить, что нейтралитет все еще мог бы оставаться привлекательной альтернативой для Финляндии. Конечно, другое дело, если баланс сил в регионе резко изменится в случае крупномасштабного конфликта в Европе.
Вступление Швеции (или Финляндии) в НАТО не за горами. Швеция либо не может, либо не желает выполнять требования Турции. Кроме того, здесь действуют переменные.
Самое главное, траектория нынешнего сближения между Анкарой и Дамаском при посредничестве России окажет глубокое влияние на судьбу курдских группировок в регионе — и курдско-американской оси в Сирии. Вашингтон предостерег Эрдогана от попыток сближения с президентом Башаром Асадом.
Что еще больше усложняет ситуацию, так это то, что в июне в Турции должны состояться президентские и парламентские выборы, и политический курс Эрдогана определен. Любое изменение в его расчетах может произойти самое раннее только во второй половине 2023 года.
В текущих условиях, 6 месяцев — это большой срок в политике Западной Азии. Между тем, к лету конфликт на Украине также может феноменально измениться.
Финляндия готова подождать до лета, но Швеция (и США) ждать не могут. Суть вопроса в том, что членство Швеции в НАТО на самом деле связано не с конфликтом на Украине, а со сдерживанием российского присутствия и стратегии в Арктике и на Северном полюсе. В этом также есть огромный экономический аспект.
Благодаря изменению климата Арктика все больше превращается в судоходный морской путь. По мнению экспертов, страны, граничащие с Арктикой (та же Швеция), будут чрезвычайно заинтересованы в том, кто получит доступ к ресурсам этого богатого энергией и полезными ископаемыми региона и будет контролировать их, а также новые морские пути для мировой торговли, которые создает таяние льдов.
Подсчитано, что сорок три из почти 60 крупных месторождений нефти и природного газа, открытых в Арктике, находятся на территории России, в то время как одиннадцать находятся в Канаде, шесть на Аляске и одно в Норвегии. Проще говоря, призрак, который преследует США, звучит так: «Арктика принадлежит России».
С помощью НАТО Швеция может внести немалый вклад в «обеспечение безопасности Арктики». Финляндия возможно обладает сильной ледокольной судостроительной промышленностью, но именно высокоэффективный подводный флот Швеции будет иметь решающее значение — как для полярной обороны, так и для блокирования доступа России к мировому океану.
Автор: М. К. Бхадракумар — M.K. Bhadrakumar — посол в отставке; колумнист индийских газет Hindu и Deccan Herald, изданий Asia Times, Rediff.com, Russia & India Report и сайта Фонда стратегической Культуры (Москва).
Перевод Сергея Духанова