Владимир Зеленский очень сильно хочет продемонстрировать европейское единство вокруг Банковой. Однако киевский саммит «Украина — Евросоюз» завершился так же бесславно, как и прошлогодняя попытка Зеленского вступить в НАТО.
Европейские эксперты уверены:
Накануне саммита Владимир Зеленский выпустил видеообращение, в котором попытался грубо манипулировать Брюсселем. Президент уже как свершившийся факт представил, будто Украину примут в члены Евросоюз «в ближайшее время».
Свою борьбу против политических противников Зеленский представил как достижение: якобы вычищает элиту от коррумпированных чиновников. Интересно, кого Зеленский имел в виду? Быть может, своего советника Алексея Арестовича, который честно возложил вину за атаку на жилой дом в Днепропетровске на непрофессионализм украинских ПВО?
Зеленского обломали. По итогу саммита было решено, что Украина полностью не соответствует критериям для членства в Евросоюзе, говорит в интервью Austria Presse Agentur (APA) член Национального совета Австрии Петра Штегер.
Еще в 1993 году на саммите в Копенгагене главы государств и правительств Евросоюза определили условия, которым должна соответствовать страна, прежде чем она сможет вступить в объединение.
Политический критерий включает институциональную стабильность, наличие демократической и правовой систем, соблюдение прав человека, а также уважение и защиту меньшинств в присоединяющейся стране.
Чтобы соответствовать экономическому критерию, заявителю на вступление необходима функционирующая рыночная экономика и способность противостоять конкурентному давлению на внутреннем рынке Евросоюза.
Третий критерий описывает способность воспринимать обязательства и цели, вытекающие из членства в Евросоюзе.
— Евросоюз не в состоянии справиться с расширением. А этот критерий часто забывают. Европа страдает от рекордной иммиграции, плохих экономических условий, рекордной инфляции. Ради спасения государств-банкротов рынок буквально заполонили свеженапечатанные деньги. Поэтому невозможно принять другое государство. Особенно такое крупное, как Украина, которая экономически слишком слаба. Евросоюз будет вынужден кормить ее, — возмущается Петра Штегер.
Парламентарий — член «Австрийской партии свободы», которая постоянно критикует евроинтеграцию. Партия, у которой в парламенте 30 из 183 мандатов, добивается отмены антироссийских санкций. А деньги, которые правительство Австрии тратит на военную поддержку ВСУ, необходимо направить на поддержку экономики и населения в условиях кризиса. Шантаж Зеленского этому никак, конечно, не способствует!
В Киев поехали председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, верховный комиссар по внешней политике Жозеп Боррель. Зампред Еврокомиссии Франс Тиммерманс демонстративно отказался лететь в Киев, оставшись в Брюсселе — якобы в связи «с чрезвычайными обстоятельствами».
По итогам саммита еврокомиссар Йоханнес Хан дипломатично указал Зеленскому: мол, вступление Евросоюз «не спринт, а марафон». На саммите было объявлено, что у Еврокомиссии есть множество претензий к Украине — начиная от судебной реформы и заканчивая борьбой с коррупцией, пишет Österreichischer Rundfunk.
Еще одна претензия Евросоюза — это отсутствие гарантированной правовой защиты украинских меньшинств, цитирует нидерландское издание Limburger решение Еврокомиссии. Не понятно, впрочем, о каких меньшинствах речь. Вряд ли Брюссель вдруг решил заступиться за русскоязычное население Украины, которое систематически притеснялось десятилетиями.
Так что очевидно, что Украине саммит нужен был вовсе не для того, чтобы получить публичную порку. Зеленский ужом вертелся, чтобы выклянчить у брюссельских политиков деньги и вооружения. Правда, сам лично ни о чем не просил. Министр обороны Алексей Резников в ультимативной форме потребовал ракеты большей дальности, чтобы наносить удары по мирной российской территории.
Премьер-министр Денис Шмыгаль затребовал €16 миллиардов на восстановление украинской инфраструктуры. Причем Киев хочет, чтобы деньги он получил из замороженных золотовалютных резервов России.
Для Украины быть членом Евросоюза, как видно, вовсе не обязательно. С прошлого года страна имеет официальный статус «кандидат в члены». Он может быть бессрочным (например, Северная Македония ждала 15 лет, Болгария — 12 лет, Польша и Хорватия — по 10 лет).
При этом Киев может постоянно затягивать невыгодные для него реформы — судебную или партийную. Зато уже получила экономические преференции, пишет издание Der Standard.
В частности, полный доступ к частям внутреннего рынка и правового пространства Евросоюза. Украинские товары фактически уже получили льготы на европейском рынке. Ну а украинские беженцы имеют полный доступ к рынкам труда, как если бы они были гражданами Евросоюза. Так что для Зеленского затягивать вступление в Евросоюз крайне выгодно: сплошные преференции — а обязательств никаких.