Власти США незадолго до поездки президента Джо Байдена на Украину связывались с Россией, чтобы избежать возможных конфликтных ситуаций с Москвой, сообщает Associated Press со ссылкой на Белый дом.
Таким образом США хотели «избежать любых просчетов, которые могут привести к прямому конфликту между двумя ядерными державами», сообщили в американской администрации.
«Мы уведомили российскую сторону, что президент Байден едет в Киев. Мы сделали это за несколько часов до его поездки, чтобы не допустить конфликтных ситуаций», — заявил советник Байдена по нацбезопасности Джейка Салливан, сопровождавший Байдена в поездке.
По AP, пока Байден находился в украинской столице, контроль над воздушным пространством Киева из Польши обеспечивали американские самолеты-разведчики E-3 Sentry и RC-135W Rivet Joint.
В свою очередь заместитель советника главы Белого дома по национальной безопасности Джон Файнер рассказал, что визит Байдена в Киев планировался месяцами с участием Белого дома, Пентагона и Секретной службы.
«Этот визит тщательно планировался на протяжении месяцев с участием нескольких офисов в Белом доме, комитета начальников штабов, совета по национальной безопасности,… а также небольшого количества коллег из Пентагона и Секретной службы», — сообщил он журналистам, добавив, что участие в подготовке также принимали сотрудники американской разведки.
— Похоже, что американцы связывались с Москвой насчет возможного вояжа Джо Байдена на Украину не за несколько часов, а гораздо раньше — без железобетонных гарантий безопасности он бы никуда не поехал, — отмечает редактор «АПН Северо-Запад» Андрей Дмитриев.
— Тем самым Кремль совершил очередной выстрел себе в ногу, как с зерновой сделкой, обменами азовцев*, аммиакопроводу и далее по списку. Поскольку политическое значение прогулки по Киеву с Владимиром Зеленским, а также анонс щедрой помощи (цепляет, к примеру, цифра в 2 млн. боеприпасов) велико: украинским туземцам и американским господам на радость.
В случае, если мы не гарантировали бы безопасность Байдену, ему бы пришлось встречаться с Зеленским в Польше, а это совсем другая картинка. И это был вполне рабочий вариант. Почему наверху предпочли очередной прогиб — вариантов несколько.
Во-первых, связи России и США формально вполне рабочие. Дипотношения не разорваны, послы сидят в Москве и Вашингтоне, есть контакты на уровне силовых структур.
И Владимир Путин как консерватор по природе не хочет нарушать традиционного порядка вещей, надеясь как-то пропетлять и договориться. Хотя пропетлять уже никак не получится.
Во-вторых, как ни парадоксально, в элитах по-прежнему сильно то, что мы называем «низкопоклонство перед Западом». Примерно, как во время войны 1812 года, когда значительная часть элиты говорила дома по-французски и держала на столах бюстики Наполеона.
С этими настроениями наверху считаются.
Наконец, в-третьих, возможно, рассчитывали показать, что именно Москва и Вашингтон будут решать судьбу бывшей Украины. И это бы, пожалуй, удалось, если бы Путин приехал в российский Донецк, получив железобетонные гарантии безопасности от США. Однако что-то не похоже, чтобы он собирался в ежедневно обстреливаемый многострадальный город
— С учетом того, что визит Байдена выглядел как специальная операция они боялись непредвиденных ситуаций, — считает доцент Финансового университета при правительстве России Александр Немцев.
— Например, прилета «Герани» или «Калибра» по местам визита Байдена (включая движение поезда). А так они передали ответственность за возможные риски нам. «Мы вас предупредили и любая ваша атака будет преднамеренной, а не случайной» — по сути так это звучит с дипломатического на обывательский.
«СП»: — Уведомили Россию и были абсолютно уверены, что Россия ничего не предпримет? Наши страны едва ли не воюют друг с другом, и они уверены, что Россия утрется? Зачем тогда вообще предупреждать?
— А зачем России убивать американского пенсионера? Пусть и весьма высокопоставленного. Ну исчезнет Байден, что изменится? Политика демократов и значительной части республиканцев направлена на поддержку Украины, а значит, в случае атаки на Байдена ничего не произойдет. Российская позиция никогда не была кровожадной, она прагматическая. Поэтому «утиранием» я бы это не назвал.
«СП»: — А в самом деле, что было бы если бы мы ударили ракетами по Киеву в тот момент? Это же не нападение на территорию США…
— Подарили бы отличный сюжет американской пропагандисткой машине. Байден в окопе, в бомбоубежище на передовой. Сюжет: «плохие русские держат украинцев в страхе, и американский президент лично в этом убедился». Не зря же украинцы сами включили воздушную тревогу, хотя никаких ударов не было. Нужно было показать атмосферу войны для американцев, с их президентом во главе.
«СП»: — А что, если бы Росси просто ответила на это уведомление, что мы не гарантируем безопасность? Байден не поехал бы? А почему наши так не сделали? Могли бы просто на весь мир заявить о поступлении уведомления, а то все выглядело в итоге так, как будто нас по носу щелкнули, если не сказать грубее…
— Я думаю уведомление по своему формату не предполагает ответ. Они довели до нас, что Байден едет в Киев. Переложив ответственность за несчастный случай. Наши гарантии тут им были не нужны, им важно было лишь проинформировать нас. Но для американцев это выглядит как унижение. Если они такие сильные и самостоятельные и посещают столицу якобы независимой страны — то зачем об этом информировать кого-то? Это показывает, что они рассматривают нас всерьез.
«СП»: — Можно ли говорить, что это очередной договорняк и «жест доброй воли», продолжение Стамбула? Россия так и не сделала выводов? Мы все еще рассчитываем на примирение с Западом?
— Нет, к этому не нужно относиться как к чему-то сверхважному. Чтобы таких визитов не было — мы должны надежно стоять под Киевом. Пока мы не там — эти визиты будут происходить. Наш путь — это системная работа на поле боя и в тылу. С течением времени эта работа приведет к нужному результату, и для того, чтобы посетить Киев мало будет уведомить, нужно будет спросить разрешение.
— Очевидно, что подготовка визита Байдена в Киев совместно с российской стороной— перестраховка в целях достижения гарантий сохранности, с одной стороны, и признание США собственной слабости — с другой, — уверен доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве России Дмитрий Ежов.
— Символичен сам факт согласования поездки президента США на Украину с Россией. Он свидетельствует о негласном признании со стороны США значительного влияния российских сил в зоне конфликта.
И дело в обеспечении сохранности президента США не в иллюзиях примирения с Западом, а в дипломатии, поскольку дипломатические отношения Россия и США как минимум не разрывали. Симптоматично, что во время визита Байдена в Киеве была объявлена воздушная тревога.
Все это походит на типичную PR-акцию команды Джо Байдена, и полагаю, что американский президент поехал бы в Киев в любом случае. Тем более, это не первое путешествие западных лидеров на Украину.
В памяти всплывает полукомедийное появление на киевских улицах Бориса Джонсона. Можно, конечно, привести аргумент, что на тот момент территория Украины не подвергалась обстрелам такой интенсивности, но не стоит забывать и о том, что Россия наносит удары исключительно по объектам инфраструктуры.
Чисто гипотетически, если Байден и мог пострадать, то это могло бы быть, например, результатом ошибки в работе украинской ПВО. Между тем, если для Байдена это PR- акция, то его союзнику Зеленскому, никакой PR помочь уже не в состоянии
*Украинский батальон «Азов» признан террористической организацией решением Верховного суда РФ