Замедление евроинтеграции стран Западных Балкан является «позором Брюсселя» и ослабляет Евросоюз, считает министр иностранных дел и внешнеэкономических связей Венгрии Петер Сийярто.
«Мы со своей стороны считаем неприемлемо медленным расширение Евросоюза. То, что оно происходит так медленно — это позор Брюсселя и тех стран, которые осознанно и намеренно замедляют этот процесс. Показательны дискуссии о расширении в Брюсселе: когда в зале находятся кандидаты, все говорят огромные речи о том, как важно расширение, как они это поддерживают и как это необходимо. А когда в зале нет кандидатов, то чрезвычайно воодушевленные в их присутствии страны высказывают только критику в их адрес, говорят только о том, почему нельзя ускорять расширение и какие проблемы со странами-кандидатами», — заявил он венгерским журналистам.
При этом он высказал надежду на то, что нынешний кризис дает возможность ускорить процесс европейской интеграции стран Западных Балкан, что, по его мнению, отвечает интересам национальной безопасности и национальной экономики Венгрии, а также интересам всей Европы.
«В вопросе расширения ЕС некоторые страны прямо, намеренно и лицемерно замедляют этот процесс. Присоединение стран Западных Балкан, если говорим о Сербии, то присоединение Сербии к Евросоюзу гораздо больше в интересах Евросоюза, чем Сербии, ведь ЕС нуждается в новых членах и привнесенном ими развитии. Все те, кто замедляют процесс расширения, против усиления Евросоюза, потому что ускоренное расширение усилило бы ЕС, а замедление — ослабляет его», — сказал Сийярто, отметив, что сотрудничество Будапешта и Белграда «как никогда важно с точки зрения охраны границы».
«Венгрия, конечно, будет защищать свою границу, даже если не получит никакой помощи из Брюсселя. Мы будем защищать нашу границу, мы не пустим агрессивных мигрантов, помимо этого, поможем Сербии отодвинуть линию обороны как можно дальше на юг», — подчеркнул глав венгерского МИД.
Напомним, что Будапешт ранее неоднократно выступал за включение стран Западных Балкан в состав Евросоюза. Венгерский премьер-министр Виктор Орбан утверждал, что принятие этих стран в ЕС является «жизненным интересом» для его страны, поскольку это решило бы проблемы нелегальной миграции и энергоснабжения.
В свою очередь Сийярто в ходе визита в Черногорию призвал Евросоюз интегрировать страны региона, иначе, по его словам, это сделает кто-то другой, а «ЕС останется только сокрушаться».
Отметим, что Северная Македония имеет статус кандидата в члены ЕС с 2005-го, Черногория — с 2010-го, а Сербия — с 2012-го. Процесс вступления Хорватии занял десять лет, это все же произошло в 2013-м году.
В чем дело? Почему их так долго держат в «предбаннике»? Почему одним можно, а другим нет? И означает ли это, что Украине тем боле нечего ловить?
— Помимо Сербии, Черногории и Северной Македонии есть еще Босния и Герцеговина, Албания и полупризнанное Косово, — напоминает доцент факультета международных отношений и зарубежного регионоведения РГГУ Вадим Трухачев.
— Все они слишком бедные. Слишком коррумпированные. Между ними очень много нерешённых конфликтов. Сербия смотрится лучше других, но у неё есть неразрешимая проблема Косово и нежелание вводить санкции против России.
«СП»: — В Брюсселе просто тянут время, или есть принципиальное нежелание их брать?
— В Евросоюзе предварительно заявили, что хотят их принять с 2025 года. Но теперь стало явно не до них. Ни денег нет, ни сил разбираться с многочисленными балканскими противоречиями.
«СП»: — По мнению Сийярто, нынешний кризис дает возможность ускорить процесс европейской интеграции стран Западных Балкан, что отвечает интересам национальной безопасности и национальной экономики Венгрии, а также интересам всей Европы. Так ли это?
— Интересам Венгрии это отвечает, поскольку уменьшится приходящийся на неё участок внешней границы ЕС. Но оплачивать это расширение будут явно не венгры. Так что не факт, что интересам богатых стран ЕС это сейчас отвечает. Сийярто сказал приятное Сербии, но не более того.
«СП»: — В ЕС вообще допускают дальнейшее расширение, или этот вопрос закрыт, а мнение Сийярто — его личное мнение?
— В Евросоюзе хотели бы принять эти страны, но позже. Сейчас явно не до них. Сийярто же просто лишний раз нашёл повод пнуть Евросоюз. Хотя сам прекрасно понимает, почему сейчас не до расширений.
«СП»: — На этом фоне Украине хотя бы в теории когда-нибудь что-нибудь светит?
— Нет, не светит. Сначала ЕС надо разобраться с Балканами. Как их историческая часть, в «балканское» расширение может попасть Молдавия. Но не Украина.
«СП»: — Ну, а Косово, чью независимость никогда не признает Сербия. В Брюсселе есть понимание, как это решать? Или сейчас тоже не до того?
— В Брюсселе видят решение в принуждении Сербии к признанию Косово. Иного решения там пока не предлагают. А сейчас и вовсе отложили это дело.
— Дальнейшее расширение ЕС на восток и юг все больше превращает его в союз бедных, а не богатых, — считает советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.
— Прием стран Балкан — это новые дотации, которые лягут бременем прежде всего на бюджеты богатых государств Западной Европы. Именно они, прежде всего, и тормозят процесс расширения. На сегодняшний день в ЕС приняли наиболее близкие Европе католические страны бывшей Югославии — Словению и Хорватию. Кроме того, экономически эти страны действительно более развитые (особенно Словения) и создающие меньше проблем для ЕС. Продвигаясь дальше на восток, ЕС будет вынужден взвалить на себя как экономические проблемы, так и многочисленные межэтнические трения и конфликты. Вот почему в ЕС не горят желанием расширяться. Нынешний статус-кво, когда балканские страны целиком зависят от ЕС, но остаются в европейском предбаннике, Брюссель вполне устраивает.
«СП»: — Сийярто считает, что их приём отвечает интересам национальной безопасности и национальной экономики Венгрии, а также интересам всей Европы. Он один так считает? Многие ли в Европе разделяют это мнение?
— Достаточно удивительно это слышать от представителя Венгрии, которая является дотационный страной и в лице той же Сербии просто получит дополнительного конкурента за европейские субсидии. В целом в Европе сейчас наблюдается явная усталость от расширения и особого энтузиазма по этому поводу там не наблюдается. Хотя есть и те, кто действительно настаивает на скорейшем приеме стран бывшей Югославии, в том числе в целях противодействия «российской угрозе».
«СП»: — По словам Сияйрто, в вопросе расширения ЕС некоторые страны прямо, намеренно и лицемерно замедляют этот процесс. Это какие?
— В первую очередь, это страны Западной Европы. Не так давно предоставление плана на вступление в ЕС для Албании и Северной Македонии заблокировали Нидерланды и Франция. По поводу Сербии, Боснии и Герцеговины или Черногории там, очевидно, тоже нет особого энтузиазма
«СП»: — Сийярто считает, что присоединение Сербии к Евросоюзу гораздо больше в интересах Евросоюза, чем Сербии, ведь ЕС нуждается в новых членах и привнесенном ими развитии. Так ли это? Какие плюсы для обеих сторон?
— Как я уже сказал, для ЕС присоединение Сербии или других балканских стран — скорее головная боль. Эти страны и так зависят от ЕС, а их вступление лишь наложит на Евросоюз дополнительные обязательства. Что касается самой Сербии, то тут все неоднозначно. С одной стороны, Белград в случае присоединения к ЕС сможет рассчитывать на большие объемы финансовой помощи. В то же время Сербия окончательно лишится возможности проводить самостоятельную политику в отношениях с Россией. Кроме того, членство в ЕС приведет к росту трудовой миграции из страны. Рассчитывать на экономический подъем сербам точно не стоит. В общем, для Сербии это все тоже более чем сомнительно.
«СП»: — По-вашему, изменится что-то либо в обозримом будущем? Сийярто считает, что нынешний кризис дает возможность ускорить процесс европейской интеграции стран Западных Балкан. Прав он?
— В принципе, ускорение процесса евроинтеграции балканских государств возможно — что называется, по принципу «назло России». Кроме того, после ухода Великобритании ЕС важно продемонстрировать какие-то успехи, показать, что европейская идея по-прежнему популярна и привлекательна, а на пороге «единой Европы» стоит очередь из желающих. Но, с другой стороны, скептицизм по поводу расширения на Балканах также силен, поэтому какая из этих тенденций в итоге возьмёт верх, пока сложно сказать.