МИД Китая опубликовал заявление по итогам встречи руководителя канцелярии комиссии ЦК Компартии Китая по иностранным делам Ван И с секретарем Совбеза РФ Николаем Патрушевым в Москве. Там сообщается, что два руководителя выразили готовность своих государств совместно противостоять всем формам «одностороннего запугивания». Ну и конечно сохранить верность подлинной многосторонности, с многополярностью, демократизации международных отношений. Мол, без всемирного жандарма обойдемся.
Как следует из заявления, две соседние страны намерены решительно бороться за мир во всем мире и стабильность в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Сопротивляться возрождению протухших традиций времен холодной войны, с их групповым противостоянием и идеологической конфронтацией. Стороны также обменялись мнениями по украинскому вопросу. Однако заявление размещено отнюдь не на самом видном месте сайта МИД Китая, чтобы его найти, придется постараться.
Доктор экономических наук, эксперт по Китаю Андрей Островский считает, что идет подготовка к визиту главы Китая Си Цзиньпина в нашу страну, который должен состояться в апреле этого года:
— От этого визита можно ждать серьезных прорывов в двухсторонних отношениях, хотя что это будут за прорывы, пока говорить сложно.
«СП»: — Не лишне напомнить, что Николай Патрушев и Ван И -соруководители Российско-китайского механизма консультаций по стратегической безопасности. При этом стоит особо подчеркнуть, что китайский гость — не глава МИД, министр иностранных дел Китая другой, Цинь Ган, хотя не его, а именно Ван И упорно называют «главой китайской дипломатии».
— Возглавляя канцелярию комиссии ЦК Компартии Китая по иностранным делам, Ван И выше по рагу Цинь Гана. Все в полном соответствии с девизом: «Партия наш рулевой». У нас в прежние, советские времена все решал тоже не МИД СССР, а ЦК КПСС. Теперь все изменилось, а у них сохранилось как было.
«СП»: — Значит вы считаете, что визит Ван И в Москву направлен в будущее, а не просто состоялся в рамках турне, во время которого член СК КПК встретился с самыми разными европейскими политическими деятелями? Он же уже посетил Францию, Италию, Венгрию, принял участие в Мюнхенской конференции по безопасности в Германии…
— Естественно, этот визит направлен в будущее. Судя по всему, будут достигнуты новые договоренности, потому что перед Китаем стоит серьезная проблема — как противостоять американским нападкам по вопросу Тайваня. Китай ищет у России помощи.
«СП»: — А не наоборот, Россия ищет помощи у Китая?
— И Россия тоже надеется на помощь Китая. Мы должны достичь большего взаимопонимания. Во время готовящегося визита Си Цзиньпиня что-то должно быть подписано. Но мы с вами можем только анализировать происходящее. А логика такова, что вариантов особых ни у Китая, ни у нас нет. Наши страны должны достичь определенных договоренностей.
«СП: — Но то, что действительно происходит «одностороннее запугивание» — это, что называется, медицинский факт. И запугивание со стороны Америки.
— Тут все предельно понятно. Поэтому двум нашим странам и надо совместно противостоять давлению со стороны США и блока НАТО.
«СП»: — Анализируя происходящее, как вы выражаетесь, любопытно, что во время последнего брифинга пресс-секретаря МИД КНР Ван Вэньбиня его часто спрашивали про Украину. Дескать, «не готовит ли Китай мирные переговоры», не посредничает ли? И, что интересно, отвечая на вопрос про Украину товарищ Ван ни разу не произнес слова «Украина». Только ссылался на содержание «Концептуального документа Глобальной инициативы в области безопасности». Она, мол, обладает как «макроскопическим мышлением высшего уровня, так и методом и путем решения практических проблем».
— Сейчас пока время для решения этого вопроса не пришло. У нас с Китаем есть «Договор о добрососедстве, мире и дружбе» от 16 июля 2001 года, других документов нет. А жизнь изменилась, надо в этот договор вставлять новые пункты, а какие-то переделывать. По крайней мерее, явно напрашивается вопрос об оказании друг другу помощи по ключевым вопросам внешней политики.
«СП»: — В том числе и в военной сфере?
— В том числе. Тем более, что в этой сфере, по крайней мере неформально, мы сотрудничаем, проводим достаточно часто совместные маневры. Последние такие учения были военно-морскими, и прошли с участием Южно-Африканской республики…
Востоковед, профессор НИУ ВШЭ и МГИМО Сергей Лузянин утверждает, что Китай в рамках европейского тура выяснял позицию европейских лидеров и затем приехал в Москву:
— Готов некий китайский план украинского урегулирования. В общих чертах он известен и обсуждается. Это прекращение огня, начало переговоров, прекращение поставок вооружений Киеву со стороны Запада. Более подробно этот план представят в самое ближайшее время во время выступления Си Цзиньпина, которое уже анонсировано.
Еще Ван И с Николаем Патрушевым и Сергеем Лавровым обсуждали какие-то явные детали углубления двустороннего партнерства в сфере как региональной, так и возможно глобальной безопасности. Уже озвучена поддержка России горячих точек Китая, экономическая и другая помощь, взаимодействие и кооперация. Но преобладающее направление в переговорах, скорее всего, будет в рамках обсуждения возможных вариантов китайского плана украинского урегулирования.
«СП»: — Понятно, что для России этот план скорее всего не подходит, наша страна не может остановится на полпути.
— Этот план не подходит и для Запада, поскольку в нем принципиальное требование — прекращение поставок вооружений Киеву, снижение эскалации. Хотя ни со стороны Москвы, ни со стороны Вашингтона план заведомо не подходящий, но при этом Китай впервые позиционирует себя как посредника. А опыта посредничества у страны нет. Всегда в других конфликтах, например, в арабо-израильском, Китай отходил в сторону, занимая позицию невмешательства.
Совершенно точно этот план Китая не антироссийский, но он и не пророссийский, а чисто китайский. Китаю невыгодно продолжение конфликта, ему нужно восстанавливать транс-логистические цепочки в Европу. Продолжение и углубление конфликта для него невыгодно экономически. Но при этом китайцы четко понимают, что политически и геополитически Пекин и Москва связаны противостоянием США. Поэтому никакого давления на Москву Китай оказывать не будет. И в Москве понимают, что Китай привез формально правильный, но сегодня неприемлемый план урегулирования.
«СП»: — Китай ведет правильную игру, произносит свое веское слово: мы, дескать, хотели, но стороны не согласились?
— Тем не менее переговоры очень важные, они предваряют саммит Владимир Путин — Си Цзиньпин. Пока ситуация радикально не изменится, но усилит тактические и стратегические позиции гласного и негласного согласования интересов Москвы и Пекина.
«СП»: — Западные журналисты кажется пытаются троллить Китай? Они, вспоминая американский «порядок, основанный на правилах», подзуживают КНР, намекая, что теперь Пекин устанавливает своей порядок, но основанный на китайских правилах.
— Есть здесь, конечно, доля троллинга — и раздражения тем, что Китай начал выступать в роли геополитического игрока. Понятно, что это нарушает устоявшиеся американские «традиции». Но проблема в том, что сейчас устами нового министра иностранных дел Китая Цинь Гана озвучена концепция глобальной безопасности Китая, в которой шесть позиций.
Там официально изложено, что Китай выступает за сохранение Устава ООН, за территориальную целостность, суверенитет, невмешательство, мирные переговоры и так далее. То есть за традиционные понятия. Концепция не говорит о том, что Китай навязывает свои правила, совпадая с тем форматом, который существовал раньше.
Но понятно, что Китай вкладывает свои смыслы. Его нарратив «единой судьбы» ничего общего с американским видением не имеет, это культурно цивилизационный вариант мягкого продвижения китайских ценностей. А ведь есть еще «Китайская мечта», «Один пояс один путь» и много чего еще.
«СП»: — Китай не говорит, но понимает, что старая модель дает трещины и надо их заполонять?
— Он мягко через политику дискурсивной силы, постепенно заполняет образовавшийся вакуум. И это вызывает раздражение иностранных политиков и журналистов. Это только начало, подождите, скоро они не только троллить будут, но и обвинят Китай в «новом китайском империализме», все еще впереди. Но пока действуют мягко. Китай всегда говорил, что всё должно быть на равноправных условиях. Но всё больше приходит понимания, что равноправно не получается. Усиливаются противоречия США с Китаем, что прорывается и в троллинге.
КНР побаиваются. Это же экономическая и военная сила. Хотя троллинг уже есть. Но Китай как шел, так и будет идти, не то что навязывая свою систему миропорядка, но реконструируя ее и плавно обновляя старую основу мироустройства.