Козырем в своей сомнительной геополитической игре пытаются обернуть страшное землетрясение в Турции США и НАТО. Еще не осела пыль разрушившихся от стихии зданий в пострадавших районах, как генсек «оборонительного» альянса Столтенберг заявил о готовности Стокгольма провести «конференцию доноров в марте для оказания помощи пострадавшим». Подчеркнув при этом «важность солидарности, проявленной Швецией».
Как будто весь остальной мир не скорбел вместе с турками, потерявшими более 40 тысяч своих сограждан (цифра скорей всего не окончательная). Не командировал своих спасателей. Не передал тонны гуманитарной помощи местным жителям, в миг ставшим обездоленными…
С чего вдруг именно шведов выделил норвежец Столтенберг своим заявлением? Да еще опередив в этом их самих. Похоже, дав тем самым шведам сигнал, что подобные трагические ситуации нужно использовать в первую очередь для решения своих актуальных проблем. Каковой для Стокгольма является нынче блокировка Анкарой вступления в НАТО.
Об этом пишет старейшая ежедневная турецкая газета «Cumhuriyet» («Республика»).
«Это „пряник“ в руках генсека НАТО, — констатирует она. — Более того, из подробностей, приведенных Столтенбергом, мы понимаем, что через эту конференцию по сбору пожертвований для ликвидации последствий землетрясений Швеция де-факто вовлечена в сотрудничество с НАТО. Какой же „кнут“ ждать в таком случае от Блинкена?».
Американский госсекретарь Блинкен не заставил себя ждать, явившись к туркам вслед за главным натовцем. И с теми же обещаниями мешка денег на восстановление в счет снятия Турцией вето на вступление шведов в альянс. А также компенсацией за сорванный контракт на приобретение 40 самолетов F-16, комплектующих и вооружения к ним на $20 млрд.
Ответ Чавушоглу, главы парламента и МИД в правительстве Эрдогана, был в обоих случаях категоричен: «Анкара не приемлет связывания вопроса закупок самолетов США с определенными условиями. Наши руки не должны быть связаны. Ожидаем также скорейшей отмены всех санкций в отношении Турции».
И уточнил насчет «скорейшего членства» скандинавов в альянсе, понимая, ради чего, собственного, приезжали дорогие гости в столь неподходящее для переговоров время: «Мы могли бы оценить процесс вступления Финляндии в НАТО отдельно от Швеции». Вашингтон поспешил расценить это как некую важную уступку. Но большинство политиков на Западе — как «отличную тактику». Восток, известно, дело тонкое.
Получается, не прошла взятка? А именно так воспринимают многие эксперты предложения, озвученные Столтенбергом и Блинкеном. Не по вкусу пришелся президенту Эрдогану их «пряник»? И чем ответит ему за это зарвавшийся «гегемон», большой мастер интриг и шантажа?
«Надо понимать, что Эрдоган не против расширения НАТО. У него нет кардинальных разногласий по этому поводу со своими западными партнерами, — уверен известный турецкий политолог Керим Хас. — Дело здесь не в Швеции.
Переговоры о вступлении ведутся на самом деле не между Анкарой и Стокгольмом, а между Анкарой и Вашингтоном. Наш президент требует у американцев снять с Турции оружейные санкции. Еще он хочет, чтобы к нему на Западе относились с уважением, и не критиковали за давление на оппозицию.
Шведы и финны для него всего лишь разменная монета".
Все логично. Турция — крепкий орешек, «на дурака» не возьмешь. Нам остается понять, в чем тут для России может быть подвох или, наоборот, интерес? Что она выигрывает или теряет от давления янки на нашего ближневосточного партнера? И что, возможно, должна изменить в отношении с лояльными к ней странами.
— Сначала о визитах в Турцию Столтенберга и Блинкена. Мне кажется, что они, как, собственно, большинство чиновников на Западе считают, что это государство легко купить, — комментирует ситуацию немецкий эксперт Александр Рар.
— В чем, конечно, сильно ошибаются. Не раз за последние годы пытались забросать его дотациями.
Когда турки, например, выступали против санкций, грозя выйти из НАТО. Или в сравнительно недавней истории с потоками мигрантов из Азии в Европу.
Чтобы «усмирить» этот поток, не допустив его продвижения в свои страны, ЕС перевел Анкаре многомиллионную дотацию. То есть, фактически купил относительное спокойствие на своей территории.
Сейчас тот же случай. Западу надо, чтобы Швеция и Финляндия как можно быстрее вступили в Северо-Атлантический альянс, поэтому активно поощряют Эрдогана все новыми и новыми денежными сумами, понимая, что с турками надо именно торговаться, как на базаре, если хочешь достичь положительного для себя результата. А Эрдоган просто грамотно использует ситуацию, стремясь решить ряд своих проблем.
«СП»: — Выдачу скандинавами курдов?
— В том числе. Ему нужно получить их особенно сейчас, перед выборами. Хотя я не думаю, что он будет биться за них. Вот за Коран, да. Стокгольму, и, скорей всего, всему остальному Западу, очень долго придется извиняться.
Даже низко склонить голову перед Турцией — в буквальном смысле. Но Реджеп Тайип, повторю, в большей степени все-таки именно торгаш. Причем, классный. Он и с Россией постоянно торгуется. Ему главное — выгода. Во всем. Чем больше она, тем лучше. А будут шведы с финнами в НАТО или нет, ему от этого, поверьте, ни жарко, ни холодно.
«СП»: — В Турции скоро выборы. Парламентские и президентские. Это, наверное, тоже сказывается на его политике…
— Безусловно. Простыми эти выборы не будут. В Стамбуле Эрдоган скорей всего проиграет. Как в любой стране, в том числе, Иране, России, других, в Турции есть своя немаленькая либеральная прослойка, преимущественно стамбульская. И она хочет больше свободы для себя. В Анкаре пока не знаю. А в провинциях, среди простого населения? Вот там большие деньги и пригодятся. Вбросит их в последний момент в регионы, и — победил. Если победит, продолжит свой курс на возрождение Османской империи. Что, к слову, очень не нравится ЕС.
«СП»: — А что же Россия — так же активна в отношениях с турками и не только с ними, как дядюшка Сэм со своей камарильей?
— Российская дипломатия могла бы, конечно, активнее противодействовать недружественным странам на евразийском пространстве, «оттягивая» к себе умной политикой целые страны. Имею в виду выгодные экономические сделки. А также мягкую силу, которая, к сожалению, пока недостаточна.
Я живу в Евросоюзе и вижу, как, все там постоянно ведут подковёрные битвы. В закрытых заседаниях далеко не все голосуют, скажем, за антироссийские санкции.
Открыто выступают против них. И тогда чиновники Брюсселя попросту покупают нужные голоса. Но это все за плотно закрытыми дверями. Народ не должен этого знать. Все важные решения и сделки проходят так.
Почему Россия этого не делает?
Евразийский экономический союз (ЕАЭС) еле дышит. А ведь он был выстроен для консолидации сил в регионе. Кремлю необходимо дать понять партнерам, что он не гегемон, а главный донор и важный партнер в этом пространстве. Мне кажется, Москва мало этим занимается. В этом плане контакты с Турцией очень важны для РФ.
Есть чему поучиться. Главной целью РФ должны стать сейчас союзники. Как можно больше союзников.
Ваше руководство в основном только говорит — о новом мире, о необходимости перестраиваться. Да, после 24 февраля 2022 года мир изменился. Можно сказать, кардинально.
А с ним и жизнь. Значит, должны меняться стиль общения, работы, подходы к решению многочисленных проблем. Для этого необходимы кадры активных, грамотных, неординарно мыслящих людей. Мышление ведь тоже меняется вместе с жизнью! Дипломатия вчерашнего дня уже «не проходит».