Необходимо создать европейское НАТО без США, поскольку безопасность европейских стран сегодня слишком зависит от интересов Вашингтона, что является глобальной проблемой, считает премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. По его словам, такая зависимость сделал Европу крайне уязвимой перед лицом многочисленных угроз, включая, по его словам, «воинственную Россию», заявил политик в интервью швейцарскому изданию Die Weltwoche.
Орбан также напомнил, что после обострения отношений Киева и Москвы в 2014 году многие европейские лидеры обладали значительным политическим весом и принимали участие в разрешении ситуации. Среди них, в частности, германский канцлер Ангела Меркель. Совсем иное дело сейчас, после начала СВО, когда, по выражению венгерского лидера, «Европа вышла из дебатов».
Он считает, что для создавшегося положения «есть более глубокие причины, и есть явное невезение». «Более глубокая причина: мы не знаем ни эмоционально, ни интеллектуально о европейской идентичности. Это должно рано или поздно поколебать уверенность в себе. Если бы мы провели серьезную дискуссию о будущем Европы без табу и даже обсудили пересмотр договоров, у нас, вероятно, была бы солидная самооценка… А потом случилась неудача», — сказал премьер-министр Венгрии.
В интервью Виктор Орбан также подверг сомнению способность Запада объединять страны «ради одного дела», в то время как «многие страны хотят скорейшего урегулирования конфликта на Украине». «Мы должны быть в состоянии защитить себя, Европу. Решением было бы европейское НАТО. Уже в 2012 году я предложил», — заявил он.
Стоит напомнить, что ранее некоторые европейские политики высказывались в пользу создания армии континента. В 2018 году в пользу этой идеи высказался президент Франции Эммануэль Макрон. Вскоре его поддержала и канцлер Германии Ангела Меркель в своем выступлении на заседании Еврокомиссии, председатель которой Жан-Клод Юнкер также был сторонником наличия у Европы своих вооруженных сил. Впрочем, слова Макрона повисли в воздухе после ухода на покой Меркель и окончания полномочий Юнкера.
Политолог Андрей Перла замечает, что вопрос о создании «европейского НАТО» тесно связан с суверенитетом континентальных государств.
— Сначала нужно ответить на вопрос: допускаем ли мы, что в будущем будут существовать независимое европейское объединение? Мы видим, что Орбан хотел бы именно этого. Более того, и мы в России хотели бы именно этого. В этом случае данная идея вполне имеет право на существование и даже является необходимой к реализации.
Потому что при наличии Европейского Союза и отсутствии внутри него противоречий, вызывающих необходимость воевать друг с другом, идея создания европейской армии является весьма жизнеспособной. Это позволило бы существенно ограничить влияние Соединенных Штатов на европейские государства и дать им возможность (раз уж они поодиночке не могут противостоять диктату из-за океана) быть независимыми всем вместе. Можно сказать, у стран континента — в период зарождения европейского объединения — есть опыт противодействия американскому диктату. Это когда Шарль де Голль вывел французские вооруженные силы из подчинения командованию НАТО, сохранив членство своей страны в политических структурах альянса.
«СП»: — Европейцы могут сегодня предпринять попытку освободиться от диктата США?
— В настоящих условиях, видимо, нет. Американское влияние зашло уже слишком далеко. Независимая европейская валюта формально существует, но практически ее нет. Независимой от Вашингтона европейской политики не существует вообще. Политика диктуется в рамках G7, НАТО, давосских договоренностей и так далее. Поэтому в нынешней Европе Виктор Орбан выглядит таким бунтарем, восстающим против установленных порядков. И мы, конечно, желаем ему выстоять и победить. Потому что нам, России, нужна «Европа Отечеств». То есть, Европа, состоящая из уважаемых, независимых государств, с которыми мы можем сотрудничать, торговать. С Европой, управляемой из-за океана, нам вообще неинтересно иметь дело.
«СП»: — Выходит, президент Франции Макрон тоже оказался под американской пятой, если с 2018 года так и не поднял больше вопрос о европейской армии?
— Вообще, Франция — это на сегодняшний день единственная европейская страна, теоретически сохранившая шанс вернуться к независимой политике. Венгрия же, при всем уважении, погоды в Европе не делает. А у французов есть для этого весомые основания — она не является оккупированной, обладает ядерным оружием, имеет экономику, распространенную далеко за пределы собственной территории. Наконец, на так называемом «глобальном юге» у нее имеются неоколонии. Опираясь на эти факторы, Франция могла бы проводить суверенную политику. Но на практике мы видим, что экономическая, политическая и культурная независимость этой страны — дела давно минувших дней.
«СП»: — Может, здесь играет роль фигура президента Макрона?
— Не в нем дело. Да, слабая фигура. Бывает — не он первый, не он последний, как говорится… В стране нет общественных настроений, которые бы позволили привести к власти политика, выступающего за независимый политический курс. Да, есть Марин Ле Пен. Но буквально сегодня знакомился с результатами социологических исследований — у нее только 35 процентов устойчивой поддержки. Вроде бы немало, но отнюдь не половина, и совсем непонятно, как нарастить этот потенциал.
Политолог Алексей Мартынов напоминает, что блок НАТО в свое время создавался по инициативе американской стороны и сегодня представляет собой объединение «США плюс европейские страны».
— Что касается идеи обеспечения собственной безопасности европейскими странами, то она не нова и в свое время ее двигала ФРГ в период проведения относительно самостоятельной политики Ангелой Меркель. Когда Германия была локомотивом Европы, возглавляла ее экономическую политику, ей хотелось возглавить Европу еще и военном плане.
«СП»: — Этого, как известно, реализовать не удалось.
— Это противоречит многим сложившимся установкам, в том числе решениям Нюрнбергского трибунала, запрещавшего Германии иметь наступательную армию больше определенного количественного состава. И это, между прочим, является основанием для нахождения на территории ФРГ, хотя и под натовским флагом, американских военнослужащих. Так что это желание выскочить из-под американской опеки имеет и другую сторону. И когда мы аплодируем Орбану в его желании иметь европейскую армию без США, не стоит забывать, что в свое время такая армия уже существовала и была вполне агрессивной. Кроме того, Венгрия в ту пору была союзником Гитлера. Тогда нацистам подчинилась почти вся Европа, но Венгрия была вполне убежденной союзницей нацистской Германии. Понятно, что в социалистический период эта сторона ее истории не педалировалась, но это не отменяет ее наличия.
«СП»: — Может ли Вашингтону оказаться инициатива Орбана в какой-то мере выгодной? В таком случае США могут сосредоточиться на работе с AUKUS, а Европа пусть, мол, разгребает свои завалы и платит за все сама…
— Не думаю, что американцы от чего-то откажутся. Ведь НАТО, помимо инструмента силового, политического влияния, это еще и неплохой бизнес. Два процента ВВП от каждого члена блока идут на вооружение, обеспечение по американским стандартам, то есть осваиваются американскими компаниями ВПК. В свое время Трамп пытался представить это как убыточное для США направление — ему просто хотелось больше. Так что, если у Соединенных Штатов появилось тихоокеанское направление, то оно будет в дополнение к европейскому. Они не видят смысла от чего-то отказываться, если это выгодно.