В Вашингтоне решили, что постоянного присутствия американских войск в Европе маловато будет и открыли Camp Kościuszko. В Польше на постоянной основе начал функционировать первый гарнизон вооруженных сил США. Подразделение стало уже восьмым постоянным американским гарнизоном в Европе.
«В Познани во вторник размещен гарнизон армии США — первый постоянный гарнизон американской армии в Польше. Он будет поддерживать другие американские подразделения в Польше», — сообщил на торжественной церемонии открытия глава министерства обороны Польши Мариуш Блащак.
В задачи гарнизона входит инфраструктурное обеспечение американских солдат, а также руководство и управление передовыми форпостами армии США в Польше.
«Его основной задачей является координация действий и надзор за сухопутными войсками США в Европе, оперативное планирование, а также сотрудничество и синхронизация сил США с войсками других стран НАТО. Командование играет ключевую роль в интеграции дислоцированных в Польше американских войск и синхронизации их взаимодействия с нашими вооруженными силами», — говорится в сообщении Минобороны Польши.
Подразделение было создано в результате преобразования региональной группы поддержки в гарнизон Вооруженных сил США после объявления в 2022 году Джо Байденом решения об обеспечении постоянного присутствия американских военных в Польше. В настоящее время на территории страны находятся более 10 тысяч военнослужащих США.
Американский посол в Варшаве Марк Бжезински назвал это событие историческим.
«Это дает понять миру, что США привержены Польше и НАТО», — заявил дипломат на церемонии открытия.
— В любом случае это говорит об эскалации обстановки, которая раскручивается блоком НАТО, потому что Вашингтон и Брюссель сейчас толкают Киев к началу стратегического наступления в конце марта — начале апреля, — считает военный эксперт, директор музея войск ПВО Юрий Кнутов.
— Цель этого наступления выйти на границы 24 февраля прошлого года либо даже на границы 1991 года и создания баз НАТО вокруг России. Польша граничит с Калининградской областью, поэтому мы может говорить, что база создается в стране, которая сопредельна территории России. Это представляет достаточно серьезную угрозу.
Учитывая, что количество военнослужащих НАТО, в первую очередь американских, достигает примерно 10 тысяч — это одна полноценная дивизия. Что говорит о серьезных планах США по контролю над Польшей, потому что создание такой базы это не какой-то конъюнктурный элемент -фактически база будет действовать на постоянной основе и не один десяток лет, если в мире ничего не изменится.
Таким образом Польша становится одним из государств, полностью зависимых от США, и проводником американкой политики даже в том случае, если она не захочет какие-то американские цели преследовать.
На мой взгляд, это опасная тенденция. Она связана и подготовкой наступления, и с возможностью США закрепиться в Польше, чтобы потом использовать эту страну в своих интересах, как сейчас НАТО использует Украину. Если потребуется, если Украина потерпит крах, то на замену выступит Польша.
«СП»: В последние дни как раз активно обсуждается заявление одного из польских дипломатов по этому вопросу. Но какова вероятность участия Варшавы в украинском конфликте, если она будет чувствовать за спиной поддержку в виде в том числе постоянного гарнизона США?
— Польша уже участвует, и активно, в боевых действиях. Была информация о том, что якобы около 30 тысяч польских военных уволились из польской армии. На самом деле скорее всего они перешли «добровольцами» в вооруженные силы Украины. На сегодняшний день они уже воюют. У меня лично есть информация с линии соприкосновения, что польская речь слышна практически везде — от Артемовска и до Запорожья. Если французская, английская, арабская лишь где-то, в зависимости от участка, то польская -везде, иногда на ряде участков нет украинской речи, но есть польская.
Поляки уже воюют и готовят общественное мнение к тому, чтобы легализовать свое открытое участие в конфликте против России и перевести его из скрытой формы в открытую.
«СП»: На поддержку американцев или НАТО они в этом случае могут рассчитывать? Тех же военных с постоянного гарнизона США в Польше?
— Все зависит от того, как это будет обставлено Варшавой. Думаю, американцы не дают им карт-бланш на применение 5-й статьи. Думаю, Польша будет участвовать просто как союзник Украины, но при этом пользоваться всей поддержкой блока, инфраструктурой НАТО для снабжения, получения боеприпасов, техники, оружия, если она вступит в конфликт открыто.
«СП»: Количество военных и НАТО, и США в Европе растет. А что Россия может противопоставить?
— НАТО открыто заявляла на Мадридском саммите, что их задача довести численность сил быстрого развертывания до 300 тысяч. Сейчас американцы этим занимаются: вот дивизия развернута в Польше, дивизия развернута в Румынии, количество войск нарастает.
Задача России также наращивать группировку. Мы анонсировали создание Ленинградского, Московского округов. Отказ полностью от бригад, переход к дивизионному составу.
Кроме того, это развертывание гиперзвукового оружия, которое является нашим козырем. Перед 23 февраля было заявление руководителя корпорации «Ростех» Сергея Чемезова, что мы начали производить ракеты «Кинжал» серийно.
Научный сотрудник Института международных исследований МГИМО Иван Лошкарев не видит принципиальных изменений в ситуации из-за появления постоянного гарнизона.
— Развертывание штабных структур, а затем постоянного присутствия НАТО происходит последние 15 лет, укрепление восточного фланга НАТО — последние 10 лет точно.
Это просто разумный, с точки зрения альянса, шаг вперед, когда будут солдаты, которые привычны к местности, к ведению каких-то операций на этой местности и которые, с точки зрения военного планирования НАТО, будут способны что-то сделать, если на них кто-то нападет, хотя, конечно, никто из разумных руководителей соседних стран на Польшу нападать не собирается.
Мне кажется, это просто логическое развитие мер по укреплению восточного фланга НАТО. Такие меры обычно готовятся несколько лет, соответственно, решения были приняты, вероятно, еще до начала специальной военной операции, сейчас дошла очередь до их реализации.
«СП»: Варшава не расхрабрится из-за появление постоянного американского гарнизона на территории Польши? Не подтолкнет это ее к решению о вступлении в украинский конфликт?
— С точки зрения военного планирования, действия поляков не являются в настоящее время самостоятельными. На любое прямое, а не опосредованное, в виде групп советников или технарей, помогающих сейчас украинцам, или бюрократов, разворачивающих свое присутствие на Западной Украине, вступление в конфликт потребуется разрешение Вашингтона. Сами поляки на это пойти не могут, потому что не они осуществляют планирование операций, как бы им не хотелось. В обозримой перспективе я не вижу причин для Вашингтона обострять ситуацию и переводить конфликт из опосредованной фазы в фазу прямого противостояния, когда речь может идти в том числе и о применении ядерного оружия.
«СП»: Где еще в Европе могут появиться постоянные гарнизоны США?
— Прежде всего это Прибалтика, Румыния, может быть Болгария. Надо думать, что после сбитого беспилотника будет разворачиваться какое-то военное присутствие в Черном море. Это, с точки зрения американцев, дальнейшие разумные шаги. Тем более что в этих странах уже есть и штабные структуры, и группы НАТО. Это присутствие будет усиливаться.
Я бы еще посмотрел на Венгрию — удастся ли ей уклониться от этой участи либо ее тоже вынудят стать вместилищем для гарнизонов НАТО или американцев, или смешанных форматов.