Находящиеся за рубежом участники вооруженных формирований могут быть задействованы в дестабилизации обстановки в Белоруссии, заявили в МВД республики.
«Сотрудникам ГУБОПиК МВД известно, что находящиеся за рубежом участники экстремистских и террористических организаций, таких как Полк Калиновского и прочих вооруженных формирований, вынашивают планы по дестабилизации обстановки в Беларуси. При этом могут быть использованы наемники и лица, прошедшие обучение в лагерях подготовки на Западе», — сказал представитель ведомства.
По его словам, силовики сейчас отрабатывают связи белорусских экстремистов, террористов и наемников.
«В нашей стране у боевиков остались связи (в ряде случаев родственники и знакомые), которые образуют скрытые ячейки содействия преступной деятельности и вербовке граждан для участия в вооруженных действиях на территории Украины», — пояснил он, добавив, что с начала прошлого года к уголовной ответственности привлечены 11 человек за попытку выезда из Белоруссии для вступления в военизированные формирования в качестве наемников.
В МВД заявляют, что в воюющем на Украине против ВС РФ подразделении «полк Калиновского», признанном в Белоруссии экстремистским, до недавнего времени насчитывалось около 200 установленных участников. Ведомству известно о гибели как минимум 20 его членов во время боевых действий на Украине.
И что? После диверсии с дроном против российского самолета можно ждать полноценной диверсионно-террористической войны против Белоруссии? Кто ее будет осуществлять и поддерживать? Те самые 200 боевиков, которых, еще не понятно, как перебросить в Белоруссию из Украины?
— Речь идёт не только о белорусских наемниках, — уверен директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин.
— Мы знаем, как консолидировано «свергали» Лукашенко летом 2020 отряды змагарской, литовской, польской и украинской молодежи. Посему под наёмниками нужно понимать представителей польских, литовских, украинских и белорусских националистов и примкнувших к ним наёмников из других стран НАТО.
«СП»: Кто эти люди? Идейные нацисты или воюющие за деньги?
— Первая, четвёрка (наёмники из Беларуси, Украины, Польши и Литвы) — это, как правило, русофобы. А значит, сражаются в той или иной степени за идею. А вот разношерстная публика из других стран НАТО очевидно за деньги.
«СП»: Каким образом они могут быть задействованы в дестабилизации обстановки в Белоруссии? Теракты? Диверсии? Деструктивная политическая активность?
— Форматов деструктивной деятельности много. Но основной — диверсии посредством подрыва транспортных магистралей и атаки с помощью дронов. Это самые эффективные способы дестабилизации. Ну и, помимо этого, активно может использоваться визуальная контрпропаганда — распространение листовок, развешиванием украинских и змагарских флагов.
«СП»: Можно ли говорить о том, что после 20 года власть твердо стоит на ногах? Реально ли ее дестабилизировать кому-либо?
— Власть в РБ стоит на ногах твёрдо. Но стоит она в болоте
«СП»: Почему сейчас? По-вашему, Запад все же решил взяться за Белоруссию всерьез? Диверсия с беспилотником была не одиночной акцией, а началом некоей серии тайных операций?
— За это взялся, не столько Запад как таковой, сколько отдельные страны (Британия, Польша, Литва, Украина), у которых имеются счёты с РФ.
По-разному причинам, но всё они хотят вовлечь в противостояние РФ и Запада как можно больше стран.
— Это «эхо» событий 2020 года и зачистка подполья, которое с началом СВО на Украине обретает все более радикальный характер и используется в том числе в противостоянии с Россией, — считает cоветник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.
«СП»: О ком речь? О воюющих на Украине? Или где еще есть белорусские наемники? Кто эти люди? Идейные нацисты или воюющие за деньги?
— Да, прежде всего, воюющие на Украине (полк Калиновского), но и подполье внутри РБ, которое координируется в основном через BYPOL — организацию, созданную бывшими белорусскими силовиками, перешедшими на сторону оппозиции. В Белоруссии организация признана экстремистской.
Если говорить о качественном составе, то там действительно много идейных националистов, а также тех, кто ведёт личную вендетту против режима Лукашенко. Но наверняка есть и наемники, «солдаты удачи», в также западные кураторы, обеспечивающие профессиональную поддержку.
«СП»: О каком приблизительно количестве людей речь? Способны ли они дестабилизировать республику?
— Сложно сказать. Если говорить о «полке Калиновского», это несколько сотен человек. Подполье внутри РБ вряд ли многочисленно, учитывая жёсткую зачистку в 2020−22 гг. Но возможно к забросу на территорию РБ готовятся какие-то диверсионные группы, о которых мы не знаем.
«СП»: Эти люди известны? Нельзя их просто не пустить в страну и все?
— Если диверсантов будут забрасывать на территорию РБ, это будут, скорее всего, не «засвеченные» персонажи. Поэтому вряд ли это будут деятели из «полка Калиновского», которых активно пиарят вся белорусские националистические ресурсы.
«СП»: Как отметили в сообщении, силовики сейчас отрабатывают связи белорусских экстремистов, террористов и наемников. Можно ли говорить о наличии в Белоруссии серьезных сетей этих людей? Почему они до сих пор существуют?
— События 2020 года создали в Белоруссии прослойку «обиженных» и «сочувствующих», вот она-то и становится питательной средой для организаций типа BYPOL. Я не думаю, что таких людей сейчас внутри РБ много. Однако в условиях общей геополитической напряжённости исключать попыток раскачать ситуацию в республике, конечно, нельзя.
«СП»: Способен ли Минск справиться со всеми вызовами без помощи России, в том числе, военной, если потребуется?
— Сегодня режим стоит, безусловно, твёрдо и полностью контролирует ситуацию внутри республики. Силовой аппарат Белоруссии полностью справляется с внутренними угрозами. Однако без поддержки со стороны России на внешнем контуре делать это, конечно, было бы намного труднее.